Статьи, проповеди → Великим Постом. Беседа со свящ. Леонидом Царевским
1 марта 2001 г.
Великим Постом. Беседа со свящ. Леонидом Царевским
Службы Великого поста отличаются от служб всего года. Но очень многие прихожане по причине того, что они в будние дни находятся на работе и могут только в субботу или воскресенье приходить в храм, не очень чувствуют эти отличия. Очень советую всем, разочек – как минимум, а лучше несколько раз побывать именно на будничных службах. Это или “Преждеосвященная” литургия, или просто вечерня и утреня постовые. Кто-то даже берет отгулы или отпуска на первую и на страстную седмицы Великого поста ради того, чтобы быть на этих службах. Хотя и в субботу и в воскресенье, конечно, тоже есть отличия. Дело в том, что Постная триодь – книга, в которой находятся великопостные службы, - начинается за три недели до Великого поста, в которые воспоминаются евангельские притчи: о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном Суде. Бывающие на Всенощных слышали особые молитвы - как бы трактовку Церковью этих притч, глубокое их раскрытие, все, что было дальше с мытарем и с фарисеем, к чему приводят их духовные состояния. - Батюшка, а что было потом с блудным сыном? - То же, что и с мытарем. На этих Всенощных вы могли заметить, что после чтения воскресного Евангелия гасится свет и поются особые стихиры: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...” Эти стихиры поются девять раз, - до 5-й недели Великого поста Начиная с недели блудного сына к двум полиелейным псалмам: “Хвалите имя Господне...” и “Исповедайтеся Господеви...”, припевается третий псалом: “На реках вавилонских...” Опять гасится свет, все становятся на колни: “Како воспоем песнь Господню на земли чуждей...”, т. е. в стране греха. Мы готовимся к покаянию, к покаянному пути. В Прощеное воскресенье после Литургии служится уже постовая Вечерня и после нее Чин прощения - особый чин, в котором все испрашивают друг у друга прощения перед Великим постом. Происхождение его таково: монахи в древних монастырях на Великий пост уходили в пустыню. Испрашивали друг у друга прощения и уходили. Только на страстную неделю возвращались. В дальнейшем это перешло из монастырей на приходы. Все испрашивают друг у друга прощения перед постом, намереваясь уйти в некую духовную пустыню. Оставаясь на своих местах, но затвориться в клеть свою и помолиться Отцу своему втайне. Побыть некоторое время монахом. Устав богослужения очень интересен. Например, мы открываем Постную триодь и видим, что Вечерня служится уже полностью постовая, после которой заговляемся. Т. е., уже вроде бы пост, а все-таки еще ... «утешение братии» на трапезе маслом, блинами и прочим. Все, кроме мяса, - заговение на мясо уже было. Если мы возьмем строго монастырский строй служб, т.е. когда каждый день совершается служба днем и вечером, то уже на Масленице в среду и пятницу совершаются службы, подобные постовым – с поклонами прп.Ефрема Сирина. Но в практике приходской, когда служба не каждый день, все-таки эта граница поста более резкая. На Масленице все гуляют ( хотя это неделя о Страшном суде и там чтения евангельские каждый день о признаках конца). Но в приходской практике первый день Великого поста - понедельник - уже, действительно, день особенный. Первую неделю – во многих даже приходских храмах служат каждый день. По крайней мере первые четыре вечера Великий покаянный канон прп.Андрея Критского уж точно всюду читают. Хорошо знающие службу, могут обнаружить, что нет многих привычных элементов службы. Вместо “Бог Господь...” - “Аллилуйя...”, после чего особые Троичны, а по каноне - тоже особые светильны... И сам канон тоже читается совершенно по-другому. Тут правда, надо отметить, что только в практике нескольких последних веков сложилось так, что библейские песни читаются только Великим постом. Вообще, когда обычто вечером на каноне мы слышим перед каждым тропарем: “Слава Тебе, Боже наш, Слава тебе” или “Слава, Господи, святому воскресению Твоему” или “Пресвятая Богородице, спаси нас” - это уже замены, там должны на самом деле звучать библейские песни. Но в практике церковной Великим постом строй богослужения полный. И поются библейские песни, перемежаясь с тропарями канона. Тропарей тоже читается столько, сколько нужно без сокращений. Важная особенность - это молитва прп. Ефрема Сирина. В конце каждой части службы: Утрени, 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, Изобразительных, Вечерни,дважды на Преждеосвященной литургии совершаются поклоны прп.Ефрема Сирина. Сначала читается эта молитва с тремя земными поклонами, потом 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне грешному!» и снова молитва прп.Ефрема Сирина с одним земным поклоном. Воскресные дни Великого поста отличаются прежде всего тем, что служится Литургия Василия Великого. Она более длинная и в ней более разработана Евхаристическая молитва: «о всех и за вся» – подробно перечисляется, как и за кого Церковь молится. Эта Литургия служится пять воскресений Великого поста, в Великий четверг и Великую субботу. Постовые субботы - тоже особые службы. 1-я суббота - память Феодора Тирона, его память связана тоже именно с постом. Он помог древним христианам избежать вкушения идоложертвенной пищи.. И повелел варить пшеницу с медом – коливо, которое в пятницу после Вечерни освящается. В этот день совершается причащение всей Церкви. Связано это с тем, что это - первый день поста, когда совершается полная литургия. С тем, когда Великим постом Вечерня, когда - Утреня, тоже, можно сказать, «путаница». Раньше часто ночью служили. Потом богослужения стали короче, и как-то так получилось, что Утреня часто стала совершатся вечером, а Вечерня – утром. Мы можем вспомнить дни творения библейские: «Был вечер, было утро - день первый». День такой был: сначала в нем был вечер, потом - утро. И наверное, не случайно так это в Церкви отобразилось. Великим постом по будням читается Ветхий Завет: книга Бытия, книга пророка Исаии, книга Притчей Соломона. Это обязательная часть богослужения и в календаре это отмечено. На страстной же седмице читается Исход, книга Иова и книга пророка Иезекииля. - А когда еще в течение года читается Ветхий Завет? - В качестве Паримий под праздники великих святых, под праздник Рождества, под другие великие праздники читается, но это особые случаи. А во время Великого поста Ветхий Завет - это рядовые чтения. Преждеосвященная литургия. Она была составлена специально для болящих святителем Григорием Двоесловом, Папой Римским, жившим в VI-м веке. В древней Церкви все ведь причащались на каждой литургии, а Великий пост был временем, когда нужно было до субботы или воскресенья целую неделю ждать причащастия. И в этом тоже состоял пост. Но вот немощные, болящие - они не могли дотерпеть, они в буквальном смысле этим жили, Святыми Тайнами поддерживали свою жизнь. И ради них служится эта неполная литургия. В воскресенье вместе с основным Агнцем освящаются еще два Агнца, чтобы в среду и в пятницу можно было причаститься этими преждеосвященными Дарами. - Когда совершается преждеосвященная литургия? - По средам и пятницам всех недель Великого поста, на Страстной седмице - в понедельник, вторник и среду, кроме того - на пятой седмице, еще в четверг ради службы Марии Египетской и, если попадает память 40-ка мучеников или Обретение главы Иоанна Крестителя, или храмовый праздник в любой из дней (понедельник, вторник, четверг), то также бывает Преждеосвященная литургия. - Может причаститься любой человек или только болящий? - Любой, конечно, может причаститься, но только не младенцы. Тело Христово пропитывается Кровью Христовой и подсушивается. Поэтому младенцы причаститься не могут - Чтобы причаститься на Преждеосвященной литургии, нужно какое-то особое благословение? - Нет, сейчас не нужно. Еще одно дополнение... Строй Преждеосвященной литургии не привычен для православной службы. В нем чувствуется латинское происхождение. Там много изобразительного. Хотя это еще VI век. Ничего плохого в этом нет, но отличие от восточного обряда чувствуется. Это уловит человек церковный, хорошо и глубоко знающий службу. На некоторых приходах Великим постом служатся Пассии. Они тоже латинского происхождения и тоже строй их отличается от строя восточного. - А когда они служатся? - По воскресным вечерам. На них воспоминаются Страсти Христовы. Еще одна важная особенность великопостных служб: на часах читается все Четвероевангелие. По уставу это совершается только на Страстной, но на практике начинают уже на третьей-четвертой седмице. Воскресенья Великого поста посвящены некоторым великим святым и их делам. Причем, именно на Всенощной можно в полноте услышать все эти молитвы, на литургии остается лишь тропарь. Первое воскресенье - Торжество Православия. Воспоминается в первую очередь Седьмой Вселенский собор, а также все Вселенские соборы, победа Православного вероучения над всеми ересями, после Литургии сразу совершается молебен. Если служит архиерей, он даже совершает чин анафематствования. Выносятся две иконы: Спасителя и Божией Матери во утверждение иконопочитания, победы над последней ересью. Все дальнейшие ереси уже не внесли ничего нового, это уже было всегда повторение пройденного. Иконопочитание - это утверждение Боговоплощения. Все ереси основаны на том, что нарушается наше знание о Боговоплощении: либо Христос оказывается не совсем Бог, либо не совсем Человек. Суть православия в том, что Бог стал Человеком, что Христос и совершенный Бог и совершенный Человек. Мы поклоняемся Ему как Богу, а на иконах изображаем, потому что Он стал Человеком и Его видели в таком виде апостолы и многие другие. Вторая неделя - святителя Григория Паламы. Он жил в 13-м веке и известен как богослов, великий практик молитвы, созерцатель. Он учил о Фаворском свете. Это не отвлеченное учение, это также касается самого существа Православной веры, т.е. поскольку Бог стал Человеком, то, значит, и человек может соединиться с Богом. Бог дал эту возможность. Человек соединяется не с какими-то другими творениями, которые Бог создал, а с Самим Богом. На горе Фаворе ученики увидели, что Христос сияет особым сиянием. Этот свет не сотворенный, это энергия Божия, всегда с Ним присутствующая. И именно с этой благодатью человек должен соединиться. Цель христианской жизни - обожение человека. Когда мы ждем Пасху, мы ждем пасхальной радости - самый последний и главный смысл которой - это, конечно, не психологическая и даже не некая доступная для человека духовная радость, а это радость Самого Бога, присутствующая в человеке. Третья неделя - крестопоклонная. «Кресту твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Мы в эту неделю особо готовимся к страданиям Христовым и к Пасхе. И понимаем, что достичь этой радости пасхальной можно только через Крест. Если Сам Господь только через Крест достигает, то тем более человек не может просто так достичь. Ты должен пройти вместе со Христом. Крестоношение, изгнание человека на землю оказывается не просто наказанием за грех, оно оборачивается спасительным Крестом. Если человек с готовностью, с покаянием, со стремлением к Богу несет все, что он на земле несет: все эти страдания и саму смерть, - то тот, кто умер со Христом, тот со Христом и воскреснет. Ко Кресту мы обращаемся почти как к живому. Он приобретает некие одушевленные свойства именно потому, что на нем был распят Господь. - Здесь подразумевается Крест, на котором распят Христос или крест как ... несение Креста ? - Одного без другого нет. В первую очередь мы поклоняемся Кресту Христову, в связи с этим мы готовы нести свой крест. Выносится на Всенощной Крест из алтаря. До этого он находится на Престоле. Полиелей в алтаре совершается. Потом на Великом славословии выносится намащенный благовониями Крест (обязательно деревянный). В Иерусалиме выносят частицы того самого Креста, на котором был распят Господь. В древности весь Крест выносили. Постепенно частички разбирались и они сейчас хранятся во многих храмах мира. Поклонение Кресту не завершается одним этим воскресным днем, а в течение всей последующей седмицы в понедельник, среду и пятницу опять служба как бы прерывается и совершается чин поклонения Кресту.В пятницу после изобразительных Крест уносится обратно в алтарь, заканчивается неделя Крестопоклонная. - В книге «Подвиг любви» геронтисса Гавриилия говорит о значении перекладин Креста. Вертикальная - это любовбь ко Христу, а горизонтальная - любовь к людям. После прочтения этой книги совершенно осмысленно, по-другому вдруг засияло несение креста . Для меня раньше несение креста означало только какое-то страдание. А на самом деле - это совершенно другое. Ты имеешь любовь ко Господу и к людям - и в этом исполнение, и это несение креста. В этом уже полнота. - В чисто практическом применении, любая неприятность, любая скорбь, болезнь - всегда повод к добродетели, к любви. Простить, понять, помолиться... крестоношение - всегда «тропинка» ко спасению. Четвертая неделя - Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник - один из древних святых V-го века. Он был игуменом древнего монастыря св.Екатерины на Синайской Горе. В своей знаменитой книге “Лествица” он собрал, объединил, унифицировал опыт древних святых отцов: отцов Добротолюбия, аввы Дорофея и многих, многих других. Он четко расписал всю, так сказать, схему восхождения на Небо, причем эта схема живая, с глубокими примерами. Вся последовательность возрастания в добродетелях, последовательность правильного духовного пути, победа над грехом, нюансы различных искушений - все это в “Лествице” есть. “Лествица” - это аскетическая реализация того, о чем Господь в Библии много раз говорил. Это та же самая Лествица Иакова. В Ветхом Завете она присутствует как видение будущего, а здесь – как реальность. В первую неделю мы утверждали некий фундамент - правую веру, на основании которой мы можем прийти к Богу. Во вторую неделю мы видели цель, к которой мы должны прийти: обожение человека. В третью неделю мы видели главное средство - Крест, посредством которого мы спасаемся. А четвертая неделя - это уже конкретный аскетический путь. - Означает ли это, что можно взять эту книгу и прочесть, и уже больше ничего и не надо читать? - Если взять и четко, ясно скурпулезно исполнять все, что там выстроено, тогда действительно достаточно. Некоторые святые отцы так и делали. Брали одну книгу какого-нибудь подвижника и больше ничего не читали, по ней спасались. Потому что речь идет об одном и том же. Есть люди, у которых “Лествица” - это настольная книга. - Но ведь Церковь, она живет дальше. Она же не замерла в своем развитии? Появляются новые святые… - Что-то развивается, в то же время и какой-то упадок благочестия происходит. Древние отцы совершали гораздо большие подвиги, чем мы можем совершить. Святость в церкви сейчас более скрыта, более редка. Она есть в той же силе, конечно, но сложнее найти, а там... У Руфина описано, как пошел он в пустыню и нашел там сотни святых. Святых в самом высоком смысле. Прп. Онуфрий Великий рассказывал, что 50 лет он живет один, но когда ему скучно, его Господь поднимает высоко, высоко и он видит, что в пустыне еще много подвижников и ему становится радостно. Это действительно ангелоподобная жизнь, особые высоты... Но в реальности получается так, что для многих это недостижимая высота и поэтому нужно брать что-то более простое. Нам нужно некое разнообразие, иначе мы через месяц, в лучшем случае - через год закиснем. Церковь имеет земную составляющую. Но цель то - не эта земная история, а цель - спасение, цель - обожение. И уж кто какими средствами достигнет… Пятая неделя - прп. Марии Египетской. Здесь мы видим пример практического пути покаяния. Все знают ее житие... как она 47 лет прожила в пустыне, из них первые 17 лет - это были особые подвиги, невыносимые, все время на грани смерти, а потом тридцать лет уже ей было легко и она не хотела уходить из этой пустыни. Хотя покаянного сознания и не теряла, несмотря на то, что уже была святая, по воздуху передвигалась. На пятой седмице в среду вечером, т.е. на утрени четверга читается еще раз Великий канон Андрея Критского - целиком, сразу все четыре части вместе. Называется это «стояние Марии Египетской». Перед началом канона, а потом после третьей песни канона читается житие преподобной Марии. И это тоже совершенно особенная служба. Нельзя ее пропустить. - А почему именно Мария Египетская? - Выбрана из древних святых одна из величайших, которая понесла особый подвиг покаянный и пришла путем покаяния в высочайшее духовное состояние. Показывается, к чему может привести покаяние и из какого страшного падения возможен выход. А дальше уже все, пост закончился... В пятница шестой недели - 40-й день - поется молитва “Святую совершивши четыредесятницу ...”. Дальше идет Лазарева суббота, Вербное воскресение и Страстная седмица, которая присоединяется к Великому посту. Содержание служб шестой недели о Лазаре. Господь уже услышал, что Лазарь болен; Господь уже что-то сказал своим ученикам, подождал два дня; вот Он идет... “Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже ...”. Страстная неделя. Мы вспоминаем что Христос говорил в последние дни, какие наставления давал, что делал: смоковница, изгнание из Храма торгующих... Также вспоминаются те ветхозаветные святые, которые явились прообразами Христа. Целомудренный Иосиф... Великий Четверг - день Тайной Вечери. Вся Церковь в этот день должна причащаться. Вечером в Четверг служба 12-ти Евангелий Страстей Христовых. В пятницу утром - Царские Часы, днем - Вечерня с выносом Плащаницы. Далее - Великая суббота - погребение Спасителя и, предваряющее Пасху, освящение брашен пасхальной. А дальше - Пасха.... Праздник Благовещения чаще всего попадает на пост. В этом году он совпадает с Лазаревой субботой. Это очень интересное богослужебное соединение. Календарь церковный - Юлианский особенно ярко себя проявляет Великим постом. Благовещение соединяется то с будничной службой Великого поста, то с субботней, то с воскресной, то с Вербным воскресением, то с Лазаревой субботой, то с каким-то из дней Страстной недели, то с Пасхой и может восходить даже до среды Светлой недели. Интересно, что в Типиконе и в богослужебных книгах, когда говорится об этих соединениях Благовещения со службами Триоди, то подразумевается, что весь пасхальный цикл стоит на месте, а Благовещение по нему двигается. Не так, как мы привыкли, что есть переходящие праздники, связанные с Пасхой и непереходящие, Благовещение, например. Нет, Благовещение переходит по Пасхе, а Пасха незыблемо стоит. - Для многих людей этот пост вообще первый. Расскажите об обычных вещах: как себя вести и т.д. Начиная с еды, потому что многие из людей воспринимают пост, как отказ от какой-то пищи. Почему мы отказываемся от той или иной пищи ? Почему, конкретно, мы должны отказаться от мяса, от молока? - Вся пища делится на пищу животного и растительного происхождения. Пост - это невкушение пищи животного происхождения. - Кальмаров же мы можем есть? - Кальмары не совсем животного происхождения. Кальмары сотворены в 5-й день творения, а млекопитающие уже в 6-й день творения. Это совершенно разные стихии. - Именно млекопитающих мы не можем есть? - Да, то что сотворено в один день с человеком. Чисто практически есть теплокровные и холоднокровные животные. Те существа, которые живут в воде по некоему внутреннему духовному существу отличаются от существ, живущих на суще. Они различаются по некоей внутренней духовной субстанции. Ступени создания Господом этого мира за несколько дней творения - это та самая лестница. Апостол Павел так об этом говорит: “Иная плоть у скотов, иная плоть у птиц, иная плоть у рыб” (1Кор. 15:39).Под словом «плоть» здесь подразумевается разное происхождение, разная духовная основа телесного состава. У католиков это выражено в том, что, например, курица не считается скоромной пищей, потому что «иная плоть у птиц». - Но ведь мы даже рыбу не можем есть во время Великого Поста? - Бывает более строгий пост, бывает - менее. Великий пост – строгий, рыбу можно вкушать только на Благовещение и на Вербное воскресенье. - А когда можно постом употреблять растительное масло? - По строгому уставу вообще в будни масло не вкушается. Но по давно сложившейся практике его не вкушают только первую и страстную седмицы. Между прочим, первые 1, 2, 3, а кто может и 4 дня Великого поста, ничего не едят. - А почему одним из символом христианства была раньше рыба? - Почему только раньше? И сейчас. Всегда символами христианства были крест, рыба, агнец, якорь, корабль. Рыбу очень часто Господь в Евангелии употребляет, знаменитые уловы рыбы (“отныне будешь ловить человеков” (Лк. 5:10)); насыщение хлебами и рыбой... В древней символике, даже не христианской, рыба была символом духовного человека. Почему - сейчас трудно найти истоки. Но это было промыслительно. По-гречески “рыба” - “icquV” (“ихтис”) . Древние христиане увидели в этом аббревиатуру: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Это соединилось с евангельской рыбой. На самом деле «рыба» - это отдельная большая тема. Комментарии [0] |