Статьи, проповеди → Иконостас. Беседа с мозаичистом А.Д.Корноуховым. Часть вторая
1 июня 2001 г.
Иконостас. Беседа с мозаичистом А.Д.Корноуховым. Часть вторая
Как мы уже сообщали, над художественным убранством нашей Крестильни трудится известный мозаичист Александр Давыдович Корноухов. Мы побывали в его мастерской и побеседовали с ним. Первая часть этой беседы была опубликована в предыдущем номере газеты (№ 55). БЕСЕДА С МАСТЕРОМЧасть вторая– Александр Давыдович, применение мозаики в убранстве храмов Византии, Рима довольно традиционно. А как развивалось мозаичное искусство в России? – Мозаика, пришедшая на Русь из Византии, была лозунгом христианской империи. Небеспричинно ее появление в Софии Киевской в середине 11 века и в храме Архангела Михаила в 12 веке (который был взорван перед Великой Отечественной войной). От михайловских мозаик остались только фрагменты сюжета евхаристии, отдельные святые, архидиакон Стефан, св. Дмитрий Солунский (ныне хранятся в Третьяковской галерее), кусочки орнамента, которые свидетельствуют об изысканности этих мозаик, сделанных, видимо, тоже византийскими мастерами. Хотя однозначно утверждать, что это мозаики греческие, – нельзя. Греки участвовали в их создании, но характер образов, мотивы мозаик уже новые и относятся к Руси. Есть предположение, что мозаики могли быть в Древнем Новгороде (маленькие фрагменты мозаичных полов), но свидетельств этому нет. Татарское нашествие не располагало к украшению храмов мозаиками. Поэтому следующий этап развития мозаичного искусства связан с возникновением петровской империи. Были выписаны мастера из ватиканских мастерских (тогда только зародившихся), и Бонафеде заложил в России смальтоварные шатры. Итальянские мозаичисты к тому времени разработали богатую палитру смальт, но держали тайну производства в строгом секрете. Они увлекались в основном копированием станковой живописи и поэтому мозаика утратила свои специфические декоративные качества, присущие монументальному искусству. Характерны для этого времени мозаичные работы в технике миллефеоры. Брались вытянутые стеклянные дротики овальной, квадратной или круглой формы, из их торцов выкладывался какой-нибудь натюрморт или пейзаж. Эти дротики немного сплавлялись (но не расплавлялись), только для соединения их вместе. Один немецкий художникизменил эту технику, вытянув сплавленные дротики с пейзажем в конус. (Это чисто технологическая, хотя и довольно сложная, процедура). В конце этого конуса получался уменьшенный, почти крошечный вид и без того небольшого пейзажа, который потом использовался для табакерок, брошей, медальонов, перстней… Появилась мода на портативные мозаичные картины и портреты, составленные из мельчайших кубиков и палочек, рассчитанные на рассматривание вблизи. Таким образом, развитие мозаики началось с монументального, а имело свое продолжение в придворном ювелирном искусстве. Развитию мозаичного дела в России очень способствовал Ломоносов, который, увлекаясь химией, видел в веществе мозаичного стекла мистерию материала. Он отдал много сил, чтобы заняться варкой смальт в России, основал первый Усть-Рудицкий смальтоваренный завод. Ломоносова, конечно, волновала монументальная сторона дела. Он тогда сделал “Полтавское сражение”, портрет Петра и еще ряд панорамных мозаик. Впоследствии он воспитал целую плеяду таких высококлассных технологов–художников, которые уже в 19 веке обрели свои мастерские. Это – Фролов, Петухов, которые после Бонафеде стали ставить свою печать на смальте – вензель Александра 1, позже – Николая 1. К периоду царствования Александра III Усть–Рудицкая смальтоварня по своему набору смальт ничем не уступала итальянским. В свои лучшие годы она производила до 25 тыс. цветов и оттенков смальт. Как я уже упоминал, тогда увлекались переводом в мозаичную технику масляной живописи. И для этого были изобретены особые смальты – муаровые. На сломе они показывали неоднородность фактуры. И эти смальты выкладывались не по-византийски, а как кирпичик к кирпичику с подбором оттенков в самом сколе смальты. Фактически, художники–мозаичисты выполняли инкрустацию кусочками этой специально сваренной смальты, отказавшись от развития движения камней. Таким образом рисунок образовывался не швами между камней, а тональными перепадами в фактурах самих смальт. А структура выкладывания мозаики была очень простая – практически прямоугольная сетка. Ярким примером такой мозаики служит убранства Исаакиевского Собора и Собора Спаса-на-крови в Санкт–Петербурге. В советское время монументальное мозаичное искусство получило свое продолжение. Моя мама участвовала в работе с Павлом Дмитриевичем Кориным, которому было поручено сделать центральное панно в актовом зале Дворца Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя. 20-метровое в высоту панно называлось “Шествие в коммунизм” и представляло из себя группу из шести обнаженных со знаменем. Шесть дерзновенных, вдохновенных, дышащих ноздрями… У мамы сохранилась фотография, на которой вся бригада (а там было очень много народа) снялась на фоне одной из пяток этой гигантской композиции. Россия переживала период “гигантизма”. История повторяется удивительным образом. В национальном музее Рима хранятся осколки гигантских скульптур из Петце Джегонтеску. Долгое время об этой экспозиции возвещал такой плакат: маленькая бабочка сидит сверху на гигантской ступне. Развитие мозаики в период имперского культа развитого атеизма происходило по линии правительственные заказов. Это искусство переселилось в метро и стало использоваться в стиле модерн при оформлении дворцов, банков, гостиниц. На окраине Москвы размещались склады, куда привозили смальту из Петербурга и других мест. Мне было тогда три года. Я хорошо помню эти потрясающие склады, эти смальтовые кучи в разбитых ящиках на летней траве. Удивительные сорта смальты: золотые, серебряные с цветными эмалями. Там были так называемые алмазные камни, которые давали оранжевый огонь, а сами при этом были голубыми (их можно увидеть на станции “Комсомольская”, они вставлены в звезду Победы). Большие массивы литого стекла цвета мыльной воды. В общем, это было огромное богатство. Меня, трехлетнего, сажали на эту кучу смальты и, пока взрослые работали, я созерцал. Этот период длился до того момента, пока Хрущев не разогнал всю академию архитектуры. Началась борьба с излишествами и пробились новые силы социалистического демократического периода. Заработали новые смальтоваренные заводы, которые не наследовали старинных традиций, но были разработаны новые технологии, с моей точки зрения, ничуть не уступающие старым. Это Ростовский, Лисичанский смальтоваренные заводы, которые изготавливали не блестящую, как раньше, а камнеподобную смальту, напоминающую каменную массу, но только цветную. Словом, это был следующий период в развитии мозаичного искусства России, длившийся вплоть до перестройки. В 1986 г. я выехал в Италию на конференцию Всемирного общества мозаичистов с центром в г. Равенна, где очень интересовались, как мозаичное дело поставлено в России. Я знал, что несколько наших ВУЗов имели монументальные факультеты, и студенты выполняли курсовые работы в этой технике. Но то, что у нас в стране около 20 тыс. художников занимались мозаикой, существовала мощная организация, масса комбинатов с огромным оборотом средств... Когда это было доложено на конференции, мировое сообщество просто ахнуло, потому что всем казалось, что это невероятно. В тот момент все подумали, что мировая столица мозаики – Россия. Многие художники из мирового сообщества приезжали сюда – в Петербург, Москву, посетили наши смальтоваренные заводы. Конечно, через несколько лет это все рассыпалось. Сейчас уже ничего не производят. – А чем Вы работаете сейчас, где берете смальту для своих мозаик? – Это все остатки былой роскоши. – Александр Давыдович, а можно задать детский вопрос: как получаются цветные камушки – синие, зеленые? – Чисто профессионально все называется камнями. На самом деле, мозаичисты используют три основных материала:
– Александр Давыдович, можно сказать, что мозаика – нетрадиционное для Руси убранство церквей. В период между Киевской Русью и Петровской империей мозаику вообще не использовали для благоукрашения храмов, а в 19 в. – только для таких грандиозных соборов, как Исаакиеский, Спаса-На-Крови в Петербурге. – Мозаику можно положить только на камень. На Руси строили много деревянных храмов, а деревянную церковь не украсишь ни мозаикой, ни фресками. Именно поэтому в русских храмах такой развитой иконостас. Кроме того, в наших широтах мозаика не привилась еще и потому, что это рельефная техника, требующая хорошего освещения. Если света мало, она погружается во тьму и теряется. Вспомните Исаакиевский собор. Мозаики вверху против света плохо видны и в памяти остаются только малахитовые тяги. – Но сейчас мозаика все больше и больше появляется в маленьких храмах. – В свое время Петр 1 запретил строить каменные дома, кроме как в Петербурге, чтобы все знали, что такое столица. Но потом наступило время, когда правительство стало вполне сносно относиться к строительству каменных домов. Конечно, раньше мозаика была символом центрального храма, но время меняется. Мы не можем жить той эпохой. – Александр Давыдович, хотелось бы поговорить конкретно о Вашей работе для нашей крестильни. Как случилось, что Вы стали работать для нашего храма? – Это была инициатива иконописца Алексея Белова. Мы познакомились с ним, когда работали в Знаменском храме в г. Красногорске. Он писал иконостас, а я делал мозаику. Сочетание в храме мозаики, иконостаса и росписи, синтетичность подхода к облачению храма – это очень интересный и важный аспект, позволяющий обогатить архитектуру. – Работа “Крещение Господне” выполнена из крупных камушков, кроме может быть лика Христа. Почему? – В этой мозаичной работе мы с Ильей (моим помощником) исходили из того, что мы работаем не просто цветом, а веществом и действовали таким образом: берется какой-то центр (скажем, лик) – и от него происходит некоторое развитие движения материала. Волна идет вправо-влево, от мелкого модуля к более крупному, потом может опять к мелкому и снова к крупному. В греческих мозаиках мы в какой-то степени можем наблюдать то же самое: лик мелкий – нимб крупный, переходы. В крупном камне больше энергии. Он как бы усиливает это движение материала. Если мы организуем движение глаза по мозаичному сюжету, мы увидим архитектурно-художественную основу этой работы. Кроме того, каждая стихия, представленная в этом сюжете (небесная стихия, стихия воды, стихия одежд, растения и скалистая структура пустыни), обладает своим кругом цвета. Скажем, определенный пучок камней и охристых смальт изображают твердь пустыни, землю. Голубые мраморы– разные стихии, воздушные и водные. - Такое впечатление, что Небо вливается в Иордан и возникает внутреннее родство Небес и вод Иордана. - Действительно, мы хотели воплотить эту идею: Небо как бы вливается в реку Иордан и, пройдя через Христа, воды преображаются в крещении. И поток святой воды, идущий от Неба, отодвигает источник струй Иордана (кувшин внизу мозаики) и меняет их курс. Одновременно мы хотели показать, что река Иордан как бы почти и не вмещает Христа. В Евангелии есть такой удивительный момент, когда Иоанн Креститель говорит: это я должен от Тебя креститься. То же самое и с водой получается. С одной стороны это священные воды, с другой стороны, они не могут вместить Спасителя. Эта тема нашла свое отражение в работе. Если бы мы сделали обычную речку, было бы совсем по-другому. Во время беседы восьмилетний Саша пил чай и грыз какое-то печенье, порой увлеченно слушая (хотя, конечно, не всегда понимая, о чем речь), порой внимательно рассматривая мозаику “Крещение Господне”, которая находилась на стене прямо перед нами. И когда зашел разговор об этой работе, он не удержался и обратился с просьбой: А можно и мне задать вопрос? - Саша: А почему вода внизу как бы треугольная? - Потому что здесь присутствует изображение не только реки, но и купели. Купель по ширине как основание этого треугольника. Мы делаем этот сюжет для конкретной крестильни, на конкретной стене. Когда прихожанин-неофит крестится, то видит перед собой Спасителя, крещаемого в водах Иордана. И когда он выныривает из купели, то как бы попадает в эти воды и сорастворяется этому событию. Когда тебя маленького крестили в храме и окунали в купель, ты крестился в Иордановых струях. Ты как бы был в Палестине на этой реке. Это совершенно идентичное событие. То, что ты находился за 3 тыс. км в другой стране, в храме и в купели – это все равно, что если бы находился там. Вот что интересно. - Саша: А что такое этот крест в воде? - Это образ Христа, Крестной жертвы Спасителя. Такой крест ставится, когда человек кончается. “В смерть крестится”. В мозаике присутствует три образа Креста: в руках Иоанна Крестителя, которым он крестит; крестчатый нимб Христа, как центр всей композиции; и крест в воде, как символ крестной жертвы Спасителя. Крестчатый нимб расположен как раз на границе между воздухом и водой. Пьер Тир Деспарден, французский философ, христианин, все удивлялся, как это масса Земли такая большая, такое большое небо, и вдруг на самом соединении воздуха и земли на тоненькой пленочке биосферы родился Человек со всей его историей. А в этом сюжете на границе неба и воды находится крест в нимбе у Спасителя. - Александр Давыдович, вот Вы пришли работать в какой-то храм как художник. Архитектурная форма уже задана, а “облачение” храма нужно продумывать самому. Может быть, было бы проще сделать по готовому проекту, в котором все заранее расписано главным архитектором строительства и реставрации… - Давайте подумаем. Вот у вас родился мальчик. Он со всем миром знакомится заново – с кошкой, с маем, с листвой, с травинками – и вы тоже начинаете его глазами заново знакомиться со всем миром. Полнота творчества должна все время присутствовать. Красота заключается в том, что всему должно быть свободно. Везде должно быть одинаково близко до первого творения. Плохо, если один художник все решил, а остальные механически это выполнили. Как раскрасить картинку: это приучает к аккуратности, но не научает творчеству. Поэтому все, кто работает в храме, должны быть в какой-то степени художниками. Смысл в том, что человек должен свидетельствовать сам. А если кто-то все решил, а ты не свидетельствуешь сам, то это призрачная работа. (Продолжение следует) Беседовала Галина Кузнецова Комментарии [0] |