Статьи, проповеди  →  Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 3.
7 июня 2014 г.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 3.

Начало в № 129, № 130, № 131

 

Пятидесятница

В одном фрагменте из сочинений св. Иринея (Преображенский П. свящ. Сочинения св. Иринея, еп. Лионского в рус. пер. М. 1871, стр. 695) находим упоминание о праздновании в его время (т. е. в конце II в.) Пятидесятницы, в которую, как в Пасху и воскресный день, не преклоняли колен.

По связи с Пасхой, почти все писатели и памятники III в. говорят и о Пятидесятнице <…>. Но при этом можно заметить, что более ранние писатели, как например Тертуллиан, знают Пятидесятницу в качестве 50-дневного промежутка времени, следовавшего за Пасхой и считавшегося радостными днями, а более поздние, как например Ориген, усвояют имя Пятидесятницы одному праздничному дню. Доказывая преимущество христианства пред язычеством, Тертуллиан замечает: «каждый языческий праздник имеет для себя один день в году; а у тебя воскресение возобновляется чрез каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» (Тертуллиан, Об идолослужении, 14). Рассуждая о наиболее удобном времени для крещения и указав на Пасху, как на самый торжественный день для крещения, Тертуллиан прибавляет: «весьма значительный промежуток времени для совершения крещения представляет Пятидесятница, когда и Воскресший Господь обращался среди учеников, и благодать Духа Святого была дана, и просияла надежда на второе пришествие Господа; ибо тогда, по вознесении Его на небо, ангелы сказали апостолам, что Он таким же образом придет, как взошел на небо, именно (придет) в Пятидесятницу» (Тертуллиан, О крещении, 19). <…> Наконец в одном месте Тертуллиан говорит, что «50 дней» от Пасхи «мы проводим во всяком ликовании» (О постах, 14). У Оригена же сопоставление Пятидесятницы с Пасхой и пятницей предполагает за первой один день праздника. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» <…> знает Пятидесятницу и в качестве периода, и в качестве однодневного праздника с такой же торжественной литургией, как в субботу, воскресение, Пасху и Богоявление. <…>

Пятидесятница в тесном смысле считалась праздником только в честь Святого Духа. «Почти день Духа», призывает Григорий Богослов в слове на этот праздник (Григорий Богослов, Слово на Пятидесятницу, 44). Может быть, ввиду этого и по связи крещения с миропомазанием существовал обычай, упоминаемый и в III в. Тертуллианом, крещения в Пятидесятницу. У блж. Августина есть слово в Пятидесятницу к новокрещенным, которым он между прочим говорит: «что видите здесь происходящим пред вами на алтаре Божием, то вы уже видели и в прошлую ночь» (Августин, Слово 262), следовательно, в ночь на праздник бывало бдение, на котором совершалось крещение. Император Феодосий Младший запрещает театральные игры «в Пасху и Пятидесятницу, пока носятся светлые крещальные одежды и читается воспоминание апостольского страдания» (Деяния). В Иерусалимской Церкви Пятидесятница имела, по описанию аквитанской паломницы, выдающееся богослужение. В этот день, говорит паломница, «бывает большой труд народу». Праздник открывается, впрочем, обычною воскресною утренею с таким же Евангелием в храме Воскресения, начинающеюся, как и ежедневная утреня, с пения петухов. С наступлением утра в Мартириуме совершается литургия с проповедью пресвитеров и епископа; из-за предстоящих литаний отпуст ускоряется и бывает до 3 часа (9 часов утра). Сразу после отпуста народ ведет епископа с песнопениями на Сион, где в церкви на месте сошествия Святого Духа читается место из Деяний об этом событии, бывает проповедь пресвитеров на ту же тему; потом по чину своему бывает мисса, совершается и тут приношение (offertur — литургия)». Народ отпускается на обед. После обеда бывает богослужение на Елеонской горе, — именно сначала вечерня (не названная так) на Имвомоне (месте Вознесения): «Садится епископ, пресвитеры и весь народ, бывают чтения, вперемежку поются песни и антифоны, приличествующие дню и месту: молитвы, которые вставляются, всегда имеют такое содержание, что подходят ко дню и месту (о сошествии Святого Духа); читается также и то место из Евангелия, где говорится о вознесении Господа на небо по воскресении; по окончании благословляются оглашенные, потом верные, и сходят оттуда в 9 ч. и с песнями идут в Елеонскую церковь над пещерой, где Господь сидел и учил апостолов. По прибытии туда уже после 10 ч. (4 часа вечера) там совершается вечерня (lucernare), произносится молитва, благословляются оглашенные, потом и верные (это собственно только лития к вечерне, совершенной на Имвомоне). Оттуда весь народ до одного спускается с епископом при пении песней и антифонов, приличествующих этому дню, и идут медленно к Мартириуму. Когда подходят к городским воротам, бывает уже ночь (после 6 часов вечера) и выносят навстречу народу множество церковных светильников, и так как довольно далеко от ворот до Мартириума, то приходят туда около 2 ч. ночи (7 часов вечера), потому что идут медленно, и все из-за народа, чтобы он не утомлялся. Весь народ с епископом входит при песнях в Мартириум большими дверями, что со стороны площади. По входе в церковь поются песни, произносятся молитвы, благословляются оглашенные, за ними верные (2-я лития к вечерне, начатой на Имвомоне). И оттуда снова с песнями идут в Воскресение; и когда придут в Воскресение, подобным же образом поются песни и антифоны, произносится молитва, благословляются оглашенные, за ними верные (3-я лития к той же вечерне). Подобное же совершается у Креста (4-я лития). И оттуда снова весь христианский народ до одного человека ведут епископа с песнями на Сион; когда придут туда, бывают приличествующие чтения, поются псалмы и антифоны, произносится молитва, благословляются оглашенные, за ними верные, и бывает отпуст (5-я лития, самая торжественная, с чтениями, т. е., должно быть, целая вечерня). По отпусте все подходят к руке епископа, и затем каждый возвращается к себе домой около полуночи» (Паломничество, 43). Таким образом, богослужение Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви IV в. по количеству литий и продолжительности напоминает богослужение Великого Четверга под Пятницу, только первое занимало целый день, а второе — ночь.

Седмица Пятидесятницы и пост после нее

Апостольские Постановления предписывают праздновать Пятидесятницу целую неделю (Апостольские Постановления, V, 19). Но в Иерусалимской Церкви, по словам аквитанской паломницы, «со следующего дня Пятидесятницы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные» (Паломничество, 44); восстанавливается и обычное богослужение. «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», — предписывают Апостольские Постановления. Таким образом, теперь же получил начало Петров пост, в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной отмены их.


Комментарии [0]