Статьи, проповеди  →  Проповедь протоиерея Леонида Царевского в день памяти прп. Амвросия Оптинского
7 сентября 2013 г.

Проповедь протоиерея Леонида Царевского в день памяти прп. Амвросия Оптинского

Проповедь настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково
протоиерея Леонида Царевского в день памяти прп. Амвросия Оптинского
(23.10.2012 г.)

«Где просто, там ангелов — со сто,
а где мудрено, там нет ни одного».
(прп. Амвросий Оптинский)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Двумя противоположными делами очень любят заниматься люди на всей земле: либо все усложнять, либо упрощать. Чаще получается невпопад: где все достаточно ясно — усложняют, а где нужно некое богатство жизненное — упрощают. И в том, и в другом случае получаются тупики. Например, желая, чтобы жить было попроще, быстро чего-то достигать, столько разных законов издают, что получается все сложнее и сложнее. Или: чтобы обслужить свое чревоугодие, придумано множество рецептов блюд, ресторанов, ну а потом — лекарств... Человеку кажется, что когда он будет окружен большим количеством вкусной пищи, красивой одежды, сувениров и еще чего-то, тогда и будет проще жить. Но это, напротив, усложняет жизнь. Таким количеством разных кнопочек мир себя окружил (и каждая предназначена, чтобы проще было), что в этих кнопочках разобраться становится очень непросто.
С другой стороны, люди очень любят все усложнять (это касается и религиозной жизни). Думают, что чем будет позаковыристей, «покруче», тем жизнь богаче, глубже. Христос обличал фарисеев в том, что они создали огромное количество правил. И ведь каждое правило можно объяснить, найти в нем высокий смысл, а на самом деле все это от Бога удаляло.
Есть, конечно, естественные правила, практичные или традиционные, но и из них делается фетиш: вот только ТАК нужно. Все за этим следят и, в результате, забывают о главном. Хотя во всех этих правилах Бог упоминается, но получается еще худший самообман: Бог поминается, а сердце далеко от Него. Об этом сказано, что будут иметь вид благочестия, силы же его отвергнутся.
Тут и ответ на вопрос, почему, хотя и многое соблюдаем, не получается справиться с грехом, почему одно и то же без конца исповедуем.
Это касается не только религиозной жизни. В науках, искусстве, в бытовой жизни — то же самое. Причем, умудряемся упрощать и усложнять одновременно. Огромным количеством предметов себя окружаем, думаем, что жизнь будет интересней, а потом вопим: надо все выкинуть, очиститься, все упростить, все надоело... И такой круговорот без конца происходит, как бе́лки — каждая в своем колесе, — а от правды Божией по-прежнему далеко.
К чему я веду... Не нужно ни того, ни другого: ни упрощать, ни усложнять. А нужно, чтоб все было по воле Божией! Жизнь духовная может быть выражена очень просто — стремись к Творцу; а с другой стороны, Господь нам дал столько различных душевных свойств, общение, добродетели и многое другое — целый мир.
Все заповеди сводятся к двум: возлюби Бога и возлюби ближнего, в то же время, в Евангелии сказано, что Иисус «много учил». Разобраться в заповедях Божьих подчас очень трудно, каждое слово Христово надо иметь в виду: блаженны плачущие, блаженны, когда вас гонят, блаженны алчущие и жаждущие правды, и все остальное, это сложно человеку воспринять.
И вот, желая упростить, мы начинаем руководствоваться некими внешними правилами, и думаем, что, исполнив их, исполним Евангелие. На самом деле, все наоборот: те или иные внешние проявления должны быть просто естественным следствием того, что мы знаем из заповедей.
Господь создал человека и сложным существом, и простым одновременно. И в этом самая большая сложность, и в этом — простота. Господь сделал нас сложными (сложил тело и дух), чтобы мы стремились к цельности (простоте) в Боге. В то же время, в нас есть некоторые фундаментальные и очень ясные свойства, всего-навсего три: разум, чувства и воля, которые должны устремиться к богатству раскрытия в Боге.
И наши святые показывают, как это происходит.
Преподобный Амвросий являет эту простоту и богатство: сколько наставлений, писем, сколько разных ситуаций он разбирает, какая удивительная свобода у него в общении с приходящими людьми. С каждым по-своему — с одними строго, с другими шутя. Такая особая жизнь, каждый раз новая, является через преподобного старца Амвросия. При этом — простота и однообразность монашеской жизни, ежедневное правило, тридцать лет терпение болезни и т. д.
Вот, например, некоторые говорят: невозможно разобраться в уставе службы — где прокимен, где стихира, тропарь, ирмос. На самом деле, все это цельное в опыте Церкви — то самое богатство в простоте.
Иконы пишут по образцам. Также большинство гимнографов писали песнопения по существующему образу, но Дух Божий оживотворяет — и получается нечто новое.
Нашей духовной задачей является раскрыть то, что Господь даровал. Не надо ничего придумывать, все есть, но оно в нас не раскрыто, не реализовано. А мы — упрощаем, усложняем... Добро великое Господь каждому даровал. И чтобы его обрести, естественно, надо бороться со страстями-грехами. Сложно бороться со злом, с дьяволом, а в то же время — это вполне ясная, а значит, простая задача. Победить зло и быть с Богом.
Помолимся сегодня преподобному Амвросию и всем старцам Оптинским, которые так замечательно раскрыли в своей жизни дары Божии, совершили эту победу и другим помогли. А будущие поколения наставили своими посланиями и наставлениями, удивительным образом явив нам простоту и богатство жизни в Боге. Аминь.


Комментарии [0]