Статьи, проповеди → Святитель Афанасий Ковровский и праздник Всех святых, в земле Российской просиявших
2 июня 2015 г.
Святитель Афанасий Ковровский и праздник Всех святых, в земле Российской просиявших
Впервые праздник Дня всех Святых, в земле Российской просиявших, был установлен Патриархом Никоном в честь воссоединения Малороссии с Великороссией в 1654 году. В течение ряда лет представители украинского народа обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав России. В ответ Государем был созван Земский собор. 8 января 1654 года граждане Украины на общей раде в Переяславле единогласно присягнули московскому Царю. «Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтоб мы во веки все едино были!» — Так звучали заключительные слова народной клятвы. По договору с Москвой Украина сохраняла местное самоуправление и свое войско. Со временем традиция отмечать этот день была позабыта и восстановлена лишь в 1918 году на Поместном Соборе. Служба Всем святым, составленная иноком Григорием Суздальским еще в XVI веке, нуждалась в исправлении и дополнении. Но, приступив к работе, инициаторы восстановления праздника профессор Петроградского Университета Борис Александрович Тураев и епископ Афанасий (Сахаров) пришли к выводу, что исправить старую службу крайне трудно. Поэтому вскоре была составлена и издана новая служба, автором которой стал святитель Афанасий, проведший впоследствии в ГУЛАГе более 20 лет. Церковный Собор 1917-1918 гг. постановил праздновать День всех святых, в земле Российской просиявших, во вторую неделю по Пятидесятнице. «Установление этого праздника на роковой исторической грани между концом Святой Руси и началом богоборческого Советского Государства, в период пленения народа Русского слугами сатаны, — имело глубочайший религиозный и национальный смысл, — писал в 1948 г. проф. И.М. Андреев. — Перед страшной опасностью духовной смерти Русского народа, Православная Церковь установлением этого праздника обратила внимание всех истинно православных русских людей на единственную непреоборимую вечную защиту нашу, безценную сокровищницу Русского Православия — Собор всех его святых!» Именно в этот праздник в 1941 г. началась Великая Отечественная война.
***
Сергей Григорьевич Сахаров (будущий епископ Афанасий) родился 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь печальника земли Русской прп. Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству. Трудности и испытания в жизни Сергия начались с малолетства. Отца мальчик лишился в раннем возрасте. Мать желала видеть сына в монашеском чине, и за это он был признателен ей всю жизнь. Сергий охотно ходил в приходскую церковь, никогда не тяготился продолжительностью церковных служб. Богослужение как высшая степень молитвы было главной любовью будущего владыки. Он с детства предощущал себя служителем Церкви и даже сверстникам своим дерзновенно говорил, что будет архиереем. Благочестивый отрок выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему в дальнейшем, во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором литургисал для заключенных. Окончив Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию, он серьезно углубился в вопросы литургики и агиологии. Еще в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Владимирский Николай (Налимов), оставивший по себе благоговейную память. Следующим педагогом стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), который и постриг его в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. От руки владыки Феодора монах Афанасий получает посвящение сначала во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия. Его вводят в Епархиальный совет, возлагают ответственность за состояние проповеди на приходах епархии. Он же заведует беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе, освещая многие злободневные вопросы тогдашнего времени. Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В это время начали часто собираться так называемые «епархиальные съезды», на которых поднимали голову люди, враждебные вековым православным устоям русской жизни. Все это требовало строгой церковной оценки и должного отпора. В Лавре преподобного Сергия в 1917 г. на съезде российских мужских монастырей иеромонах Афанасий избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917-18 гг., где работает в отделе по богослужебным вопросам. В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к Святой Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь «Якоже плод красный...» Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон. Революция пронеслась по России, как смерч, пролила море христианской крови. Новая власть начала грубое глумление над мощами святых угодников Божиих, истребление духовенства и разорение храмов. Во Владимире, как и в других русских городах, в агитационных целях прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Когда открылись двери, отец Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...» В ответ ему раздалось: «Аминь», — и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление. Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский). Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества». Святитель Афанасий объяснял своей пастве, что раскольники, восставшие против канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, не имеют права совершать Таинства, заново освящал оскверненные раскольниками церкви, увещевал отступников приносить покаяние вместе с приходом, обличая тех, кто не раскаялся. Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным. Тюрьмы: владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская. Лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии... В 1937-38 годах его неоднократно, арестовав, готовили к расстрелу. Он неизменно держался устава Святой Церкви, никогда не прерывал молитвенного правила, молясь не только келейно, но и в обществе своих сокамерников. Даже в лагере он строго держал посты. С окружающими владыка держался просто и задушевно, находил возможность утешать тех, кто «с воли» обращался к нему за поддержкой. Никогда нельзя было увидеть его праздным: то он работал над литургическими заметками, то украшал бисером бумажные иконки святых, то ухаживал за больными. 7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. В тюрьмах, лагерях и ссылках владыка провел более 27 лет. Вначале владыка поселяется в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбирает для жительства поселок Петушки Владимирской области. Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий. Владыка Афанасий тяжело переживал новый этап либеральных гонений на Церковь в период «оттепели», умножал молитвы русским святым и Матери Божией. Даже свой уход на покой он стал рассматривать как уклонение от борьбы с наступающим злом и хотел просить назначения викарным епископом, но подорванное здоровье не позволило продолжить общественное служение. Как бы тяжела ни была жизнь владыки Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях, ссылках он преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. Во время своего первого ареста, в камере Владимирской тюрьмы владыка встретился с рядом единомысленных с ним почитателей только что восстановленного праздника. Одним из иерархов был и архиепископ Тверской Фаддей. По свидетельству владыки Афанасия, этим собором арестантов «после неоднократных оживленных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 г.» 10 ноября 1922 года в 17-й камере Владимирской тюрьмы впервые было совершено празднование Всем русским святым по исправленной службе. Только в 1946 г. вышла в свет «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим», изданная Московской Патриархией. В августе 1941 года Преосвященный Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, — очищать душу слезами покаяния. В воскресенье 28 октября 1962 года святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее. В 2000 году свт. исповедник Афанасий (Сахаров) причислен к лику святых. Память его празднуется 15/28 октября.
23.7.2015 — 95 лет со дня упокоения Тураева Бориса Александровича, русского востоковеда, основоположника отечественной школы истории и филологии Древнего Востока, историка Церкви, литургиста, инициатора восстановления праздника Всех святых земли Русской. Борис Александрович родился в 1868 г., образование получил в Виленской гимназии и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. С 1911 г. — ординарный профессор Петербургского университета. С 1912 г. — хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств в Москве. Многие годы работал в музеях Франции, Англии, Германии и Италии. Чрезвычайно велика заслуга Б.А. Тураева в изуче-нии и публикации памятников отечественных музейных и частных коллекций, в особенности провинциальных. Член Предсоборного Совета и Собора 1917-1918 гг. Б.А. Тураев великолепно знал богослужебный устав Церкви и явился одним из составителей службы Всем Русским святым. Он был старостой университетской церкви святых апостолов Петра и Павла. Вплоть до своей кончины оставался старостой «малой» университетской церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, вынужденно переместившейся из здания Двенадцати коллегий в квартиру филолога-слависта академика И.И. Срезневского на Биржевую линию в дом 8, кв. 1, где она существовала до 1924 г. Б.А. Тураев скончался 23 июля 1920 г. по болезни, успев пред тем собороваться. Тенистое Никольское кладбище Александро-Невского монастыря стало местом его упокоения.
Комментарии [0] |