Статьи, проповеди  →  Паломничества. Рим
7 сентября 2013 г.

Паломничества. Рим

Рим Те, кто хоть немного знаком с историей Церкви, знают, что Рим — это далеко не только синоним слова «католичество», но и город, хранящий память о великих святых Древней, неразделенной Церкви, начиная с апостольских времен. Наверное, нет другого города, который можно было бы с таким же правом назвать апостольским.
Поездка моя оказалась «двухсерийной», с перерывом в два месяца. Первые несколько дней показались мне невероятно трудными. Не зная языка, без группы, не зная, куда идти, я молилась, искала помощи и, слава Богу, находила ее. Встретились люди, которые дали мне прикоснуться к Риму, и первым из них был человек, занимающий серьезный пост в администрации Ватикана. Именно он, минуя огромную очередь в Сан-Пьетро (Собор святого апостола Петра в Ватикане), провел меня и показал, где помолиться святым, почитаемым как католиками, так и православными.
Мощи апостола Петра покоятся под главным престолом собора, в нижнем помещении, куда можно спуститься по небольшой лесенке, ведущей в Священные Гроты… Здесь, напротив места казни и упокоения апостола, принято читать Символ веры. Когда я была там уже в третий раз, то познакомилась с православной семьей из Украины («Мы из Московского Патриархата!», — представился Александр, чтобы у меня не оставалось уже никаких сомнений), и мы вместе вслух прочитали наш православный Символ веры. Святые мощи апостола до середины ХХ века оставались под спудом.
Но в соборе можно поклониться не только апостолу Петру. Здесь находятся мощи апостолов Симона Канонита и Фаддея, мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил апостол Петр, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова (после передачи мощей этих двух святителей Константинопольскому Патриарху, частицы остались в соборе), Григория Великого Двоеслова, Папы Льва. Плат Вероники, на котором отобразился Лик Спасителя, копье сотника Лонгина, часть Животворящего Креста Господня — все это в Сан-Пьетро… И даже то, что мы не можем подойти и приложиться к святыням, и сознание, что все это в католическом соборе, где в стеклянных и иных саркофагах лежат многочисленные папы, и даже толпы туристов, одновременно передвигающихся по собору, — не мешают остаться один на один перед святыней и сердцем почувствовать, что ты в святом месте.
«Пойдем, я тебе кого-то покажу… и тебя кому-то покажу», — сказал мой знакомый и подвел меня к святителю Иоанну Златоусту. «Здесь часть его мощей». Какая-то группа, глядя на нас, остановилась у решетки капеллы и стала фотографировать. «Удивительно, но большинство католиков не знают, кто здесь. Все идут к бронзовой статуе апостола Петра, а о великих святых, чьи мощи здесь находятся, не знают. Воистину, если хочешь, чтобы тебя забыли, попроси, чтобы тебя похоронили в Сан-Пьетро».
И все же охранники внутри собора проинструктированы особым образом: загородки, отгораживающие то ту, то другую часть собора (по разным причинам), иногда становились удивительным образом проходимы после произнесения слов: «Разрешите пройти, чтобы помолиться».
А с высоты купола Сан-Пьетро открывается замечательный вид на Рим: вот Колизей и развалины древнего Рима, а вот только недавно построенная православная церковь святой великомученицы Екатерины, сады Ватикана и кажущиеся крошечными люди, наполняющие двор Ватиканских музеев, вот архивы, куда я приехала работать, и повсюду базилики и церкви, старые и новые, барочные и ультрасовременные, и улочки, улочки, улочки Рима…
После собора апостола Петра — в собор апостола Павла на Остийской дороге. Здесь его святые мощи, и в той же каменой гробнице — мощи его друга и сподвижника апостола Тимофея.
А честные главы святых Первоверховных апостолов — в третьей базилике, Сан-Джованни ин Латерано (святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме). Не знаю, как на других, а на меня вид серебряных позолоченных статуй апостолов, помещенных за решетку, произвел несколько удручающее впечатление. Но именно в них и находятся святые главы апостолов.
Из многих святынь базилики нельзя не назвать привезенную святой равноапостольной Еленой из Иерусалима доску, служившую столом для Спасителя и Его учеников при совершении Тайной Вечери. Ее не видно за золотым окладом, на котором изображена Тайная Вечеря.
А в главном престоле — деревянная доска, служившая святому Петру престолом для совершения Божественной Евхаристии.
Рядом с собором — Святая Лестница из дома Понтия Пилата, тоже привезенная святой Еленой. По ней поднимался и спускался от прокуратора Господь Иисус Христос. По ее 28 ступеням тысячи паломников поднимаются на коленях, творя молитву, к алтарю, где находится удивительный образ Спаса Нерукотворного. Мраморные ступени сейчас закрыты деревянными, но в них есть отверстия, через которые можно прикоснуться к холодному камню. Впервые Господь сподобил меня подняться по этой лестнице за несколько дней до Вербного Воскресенья, во второй — на Троицкой неделе. Признаюсь, мне было очень трудно.
Конечно, я увидела далеко не все, о чем даже знала и слышала. Так, я не увидела баптистерий V века, о котором говорят все путеводители, и тщетно в первый приезд пыталась найти храм Святого Креста из Иерусалима, но во второй приезд убедилась, что он действительно совсем рядом от Сан-Джованни. Каких-то 10-15 минут вдоль городской стены — и ты можешь подойти и поклониться святыням: часть Животворящего Древа Креста Господня, два шипа из тернового венца Спасителя, один из гвоздей, которые пронзили Тело Спасителя, титло с Креста Господня. Здесь же перст апостола Фомы. Я пришла поздно, уже никого не было, и можно было молиться долго, поминая всех, и приложить к святыням (конечно, через толстое стекло) свой крест и небольшую ленту, которую я везла в Москву.
Было ли что-то, оказавшее на меня особенное впечатление? Конечно. И только перечисление может занять довольно много места. Все было по-своему особенно: где-то чувствовалась особенная благодать, или особая тишина, или особая духовная красота… Вот храм апостола Варфоломея на острове — я даже подумать не могла, что иду поклониться не только святому апостолу, но и святым новомученикам. Огромная икона новомучеников стояла прямо над главным престолом храма. Конечно, это была необычная, в нашем понимании, икона — кого там только не было: и католики, и копты, и, наверное, много кто еще. Легко узнавались православные, возглавляемые Святейшим Патриархом Тихоном… А справа и слева от входа, вдоль храма — письма, фотографии, личные вещи тех, кто пострадал за веру. И везде надписи: «Новые мученики от коммунистов», «Новые мученики от нацистов», «Новые мученики Европы», «Новые мученики Африки» и т.д.
В пяти минутах ходьбы от храма апостола Варфоломея — храм святой мученицы Цицилии. «Это великая, великая святая», — прошептала проходившая мимо монахиня, — «Мы не понимаем, какая это святая!» Благодатное чувство действительно касается сердца, как только входишь в этот храм. И сразу видишь мраморную фигуру святой Цицилии, изображающую ее такой, какой она была найдена в катакомбах (тление не коснулось ни ее святых мощей, ни одежд). А внизу, под алтарем храма, который стоит на месте дома, где жили ее родители, в капелле виден гроб, где ныне покоятся святые мощи.
А вот древний храм мученицы Агнии. Многие слышали о ее житии и страданиях. Но только там я узнала, что вместе со святой Агнией покоится и святая мученица Емерентиана, ее молочная сестра, которую схватили на могиле святой Агнии.  Святая была побита камнями  за то, что осталась верной и Христу, и памяти своей подруги и сестры.
Особая тишина в храме преподобного Алексия, Человека Божия, на Адвентинском холме. Читала, что там часто бывают венчания, приходит много народа, но оба раза, когда там была, кроме меня и моих спутников не оказалось никого. Святые мощи преподобного Алексия покоятся под главным алтарем храма вместе с мощами мученика Вонифатия. Здесь же, в храме, та самая лестница из дома родителей преподобного Алексия, под которой жил святой в последние годы своей жизни. Справа от престола — образ Пресвятой Богородицы из города Эдессы, от Нее был голос пономарю храма, на паперти которого подвизался преподобный Алексий: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного…»
Недалеко от этого места — врата святого Павла. Здесь состоялась встреча апостолов Петра и Павла, ведомых на казнь в один и тот же день — одного вели в цирк императора Нерона, чтобы распять, другого — за город, чтобы усечь главу. Место казни и погребения апостола Петра посещается практически всеми приезжающими в Рим. А место казни апостола Павла, находящееся вдали от центра города, не столь посещаемо. Оно называется «Три фонтана» (по усекновении, глава апостола трижды ударилась о землю, и в этих местах забили источники). Здесь находится монастырь, и вместо иссохших в средневековье источников воду набирают из сосуда, стоящего на пути от колонны, где была усечена святая глава. Здесь принято хранить тишину. Нарушают ее только детские голоса: при входе в монастырь располагается школа.
Колизей, катакомбы, храм «Жертвенник Небесный», в котором покоятся мощи равноапостольной Елены и мученика Артемия, Пантеон, соборы Богородицы Санта Мария Маджоре, Санта Мария ин Транстевере, собор 12-ти апостолов, храмы святого мученика Лаврентия, святителя Климента, храм апостола Петра в веригах… О посещении каждого из этих мест можно было бы рассказать свою историю. Немало почитаемых икон Божией Матери (да-да, именно икон), византийские мозаики, древние фрески…
В Риме много святынь. Но особо утешительным было молиться и причаститься Святых Христовых Тайн в наших русских православных храмах. В Риме их два, и они называют себя единым приходом Русской Православной Церкви — храм святителя Николая и недавно построенный храм святой великомученицы Екатерины. Здесь добрые люди, хотя у всех множество забот и хлопот: они подали мне, растерянной и потерянной в первый мой приезд, руку помощи, поддержали и укрепили веру в то, что помощь ближнему для православного — радость, даже если он видит этого ближнего в первый и, может быть, в последний раз в своей жизни. Дай Бог здравия иеромонаху Антонию, Виктору, Ирине и другим. Молюсь и об искренно помогавших мне католиках — замечательных людях, без поддержки которых мне было бы значительно сложнее.
С радостью поехала бы в Италию еще раз — очень хотелось побывать у мощей святителя Николая, но не позволило время: ехать из Рима в Бари лучше всего к четвергу, когда православная Литургия  совершается на мощах святителя, а дорога в один конец занимает 5-6 часов и стоит как минимум 50 евро… Приложилась к частице мощей в Свято-Никольском храме. Слава Богу за все!

Елена Балашова


Фотографии [0]

Комментарии [0]