Статьи, проповеди  →  Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 2
31 октября 2015 г.

Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 2

Продолжение. Начало в № 141

 

Арабский халифат в период расцвета, 750 год Аравия в VII столетии

После смерти Абу-Бекра в 634 г. вторым халифом стал Омар. За десять лет своего правления он добился огромных военных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, Омар отвоевал Месопотамию и присоединил к своим владениям часть Закавказья и территорию собственно Ирана. Активные действия против Византии привели к завоеванию Сирии и Палестины, а в 639 г. — Египта. В 639 г. Омар ввел новый мусульманский календарь, состоящий из 12 лунных месяцев. За начало летосчисления была взята дата 12 июля 622 г. — первый день первого года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 644 г. Омар был убит рабом-иранцем.

Воцарившийся после смерти Омара Осман, тоже ближайший подвижник Мухаммеда, продолжил завоевания. Осман был из мекканского рода Омейядов, представители которого вскоре заняли все доходные должности в халифате. Это вызвало появление многих недовольных правлением Османа, главным образом сторонников Али — зятя пророка, мужа его дочери Фатимы. Они получили наименование шииты (от «шиа» — группа, секта). В 656 г. толпы шиитов, собравшиеся в Медине под видом паломников из Египта, Месопотамии и других районов халифата, ворвались во дворец Османа и убили его. Халифом был провозглашен Али. Однако с этим не согласились многие сторонники Омейядов. Они объединились вокруг Муавии — наместника Сирии. Али не смог оказать Омейядам достойного сопротивления, так как среди его сторонников начался раскол — выделилась группа недовольных нерешительными действиями Али мусульман, которая стала именоваться хариджитами («вышедшими»). В 661 г. Али пал от кинжала хариджита. Новым халифом стал Муавия. Он перенес столицу халифата в Дамаск; Мекка и Медина остались религиозными центрами, объектами почитания и паломничества.

Арабские завоевания VII-VIII вв.

Большое число завоевательных войн позволило халифам меньше чем за 100 лет создать государство, превосходившее по своим размерам Римскую империю. За это время арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, часть Грузии, совершали набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к халифату почти всю Среднюю Азию, достигли рубежей Индии и Китая. В северной Африке к халифату были присоединены Ливия, Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и вторглись во Францию, где в битве при Пуатье их продвижение было остановлено.

Завоевание арабами других стран означало исламизацию покоренных народов. Распространение ислама достигалось различными средствами. В районах, где обитали родственные арабам семитские племена — в Месопотамии, Сирии, Палестине — исламизация свелась к арабизации. Сложнее шел процесс в Ливане и Египте, в государствах северной Африки, где довольно прочно успело пустить корни христианство. Здесь местные языки и культуры были замещены арабским языком и исламской арабской культурой. В тех странах, где арабов было немного — в Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, Испании — исламизация шла за счет экономических привилегий.

Однако в 700 г. халифат уже ввел ограничения и усложнения перехода из других религий в ислам. Был принят закон, по которому переход не избавлял бывших иноверцев от причитавшихся с них податей и не уменьшал количество налогов. Таким образом, материальный стимул к исламизации у покоренных народов был ослаблен. Арабы по происхождению занимали в халифате привилегированное положение.

Принятие ислама влекло за собой резкое изменение исторически сложившихся культурных и национальных традиций. Исламизация трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Власть Омейядов в халифате пала в 750 г. (они сохранили свое положение только в Испании, где был образован Кордовский халифат). На смену им пришли Аббасиды, которые перенесли столицу в Багдад. Со временем наместники-эмиры обособлялись от халифата и к середине X в. под властью халифа остался лишь Ирак.

В начале XI в. у халифата появилась новая угроза — турки-сельджуки, которые завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, турки осели в Малой Азии. Однако в начале XIII в. государство сельджуков рухнуло под ударами крестоносцев. В это же время начинаются нашествия монголов, под ударами которых халифат Аббасидов окончательно распался.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое турецкое государство бея Османа. В короткое время турки захватили большую часть Малой Азии. Во второй половине XIV в. они вторглись на Балканы и завоевали значительную их часть. Завоевания турецких султанов были приостановлены армией Тимура, однако после распада его империи турки продолжили свои походы. Создав регулярную армию из янычар, они уничтожили Византию, захватили Константинополь, подвергнув его варварским разрушениям, завершили завоевание Малой Азии и Балкан, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Вскоре власть турецкого султана была распространена на всю Аравию, арабскую северную Африку; в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья. Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего арабского мира.

Раскол в исламе

Первоначально ислам представлял собой единое учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел, когда группа сторонников Али стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т. е. наследников Али и Фатимы) — на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный — сунниты и оппозиционный — шииты.

Суннизм — самое крупное направление в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам — «люди Сунны и согласия общины». Сунна — священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда. К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть.

Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось на священной книге всех мусульман — Коране, сборнике изречений халифа Али «Путь красноречия» и трудах создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

В 40-х гг. XVIII в. в Аравии было положено начало движению за очищение ислама от всех чуждых для него явлений. Поэтому сторонников этого движения стали называть пуританами. Основателем его стал ученый-богослов Ибн Абдалла Аль-Ваххаб. Вначале его учение не нашло широкого отклика у населения Аравии, но когда Аль-Ваххаба поддержал эмир Ибн Сауд, правитель одной из областей, возникшее учение превратилось в мощное движение. В своем учении Аль-Ваххаб требовал возрождения «первоначального» ислама, полного единобожия, введения социальной гармонии в мусульманском мире, соблюдения моральных норм в исламе, доказывал несоответствие паломничества в Мекку и посещения могил святых ортодоксальному исламу. По его мнению, это было многобожием. Аль-Ваххаб выступал против курения, танцев, использования четок, против посредников-духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом. Ваххабиты агрессивно и непримиримо, в т. ч. силовыми методами, боролись со всем, что противоречило их убеждениям.

Мусульманское право, шариат

Характерная особенность ислама состоит в том, что и личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть жестко подчинено религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и религиозной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право были построены на комплексе религиозно-правовых норм, охватывающем все сферы повседневной жизни, — шариате. Следили за соблюдением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Следует заметить, что в Православии или Католичестве духовенство называется «духовенством» и является им потому, что совершает Таинства в рамках особого института — Церкви. «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати» ( свт. Ириней Лионский). Священники — преемники апостолов, получающие в Таинстве священства благодать Духа Святого. В исламе же, в этом смысле, отсутствует институт духовенства или священников. Исламское вероучение подразу-
мевает, что имамом мог стать любой человек, наиболее компетентный в вопросах веры, а потому способный провести коллективную молитву — намаз. Муллы, имамы и муфтии и т. д. не являются священниками в христианском понимании, никаких Таинств не совершают.

Поэтому мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше общественные, чем религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, — это, собственно, учитель в церковной школе. Казий (кади) — судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии.

Мусульманское духовенство в странах ислама было обычно и крупной экономической силой. Например, в странах Средней Азии ему принадлежало до половины всех обрабатываемых земель.


Комментарии [0]