Статьи, проповеди → Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 10)
8 января 2016 г.
Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 10)
Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142.
Первое Послание к Тимофею Святой Тимофей был любимейшим учеником и неутомимым сотрудником св. апостола Павла (Римл. 16:21). Во многих посланиях апостол Павел восхваляет его высокими похвалами. Святой Тимофей был поставлен во епископа во время четвертого проповеднического путешествия апостола Павла в г. Ефес. <…> Желая крепче соединить Тимофея с Ефесом, стоившим великому апостолу языков трехлетних напряженнейших трудов, апостол Павел рукоположил его во епископа Ефесского, несмотря на относительную его молодость, а сам направился далее в Македонию <…>. Когда он находился в Македонии, до него дошли печальные слухи об усилившихся во Ефесе лжеучениях. <…> Временем написания этого послания был период между первыми и вторыми узами или четвертое путешествие апостола Павла, между 63 и 64 годами по Pождестве Христовом. Цель этого послания видна из слов самого апостола Павла: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14-15). Оставляя Тимофея в Ефесе, <…> он пишет ему целое руководство пастырской деятельности — «такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый и опытный старец». Экзегетический разбор Часть I <…> Первая глава состоит из наставлений Тимофею как блюстителю веры. Апостол учит Тимофея увещевать христиан, чтобы они не занимались вопросами, производящими споры, но не служащими к назиданию, а ведущими лишь к пустословию. Он должен разъяснять значение Закона Божьего, положенного собственно не для праведников, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается верою во Христа Иисуса, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым себя признает сам апостол Павел, как бывший прежде хулителем и гонителем Христовой веры, а теперь представляющий собою наглядный пример помилования и оправдания грешников.Изречение «закон положен не для праведника» имеет тот смысл, что праведник, то есть получивший отпущение грехов и благодатное обновление жизни, уже не нуждается в указаниях закона, ибо им руководит благодать Святого Духа. <…> Bo второй главе содержатся наставления Тимофею как предстоятелю Церкви, и в первую очередь — о церковных собраниях. Апостол учит, что на церковных собраниях, т. е. на богослужениях, прежде всего должны произноситься «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». «Священник есть, — говорит святой Иоанн Златоуст, — как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен». Вследствие того апостол и заповедует молиться за всех без исключения людей, не только за принадлежащих к Церкви, но и за «внешних», т. е. не принадлежащих к ней. Особенно же надо молиться за царя и за представителей государственной власти, дабы вся деятельность их направлялась ко благу их подданных, и не только внешнему, но и внутреннему — «благочестию и чистоте». <…> Далее апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом святой Павел прямо писал Коринфянам: «Жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор.14:34-35). <…> Затем апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: «чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» — то есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами. «Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, то есть произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа. Но учительство жены вне церковных собраний этим не запрещается. «Так Прискилла, — говорит блаженный Феодорит, — вместе с Акилою оглашала здравым учением Аполлоса: так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа», «детей же учить даже повелено им». <…> «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» — здесь, конечно, не о том говорится, что самый физический процесс чадородия послужит жене во спасение, a o том, что спасение женщины и, следовательно, жизненное призвание ее — быть матерью и воспитательницей своих детей. «В том не малая, но великая будет состоять для них награда, — говорит святой Иоанн Златоуст, — что они воспитали ратоборцев Христу». <…> Часть II Третья глава говорит относительно лиц, избираемых в клир, а последние стихи ее излагают основную истину христианского вероучения. «Если кто епископства желает, — здесь под «епископством» разумеется и пресвитерство, — доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен». <…> В конце третьей главы излагаются две чрезвычайной важности догматические истины: 1) «Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (ст. 15) <…>, и 2) «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» — первая и основная истина, которую надлежит проповедывать учителю истины. В словах «Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» заключается важное учение о непогрешимости Церкви, ибо Церковь не есть только видимое внешнее собрание людей, верующих во Христа, но вместе с тем и невидимый дух, единодушие, вера, учение, связующие их между собой и с Главою их Христом Господом. <…> Часть III В четвертой главе апостол Павел дает Тимофею правила архипастырского учительства словом и делом, предупреждая прежде всего о имеющих появиться лжеучителях — отступниках от веры христианской. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» — под «последними временами» здесь разумеются не «последние времена» в узком смысле слова, которые наступят перед концом мира и Вторым Пришествием Христовым, а «последние времена» в широком смысле слова, под которыми и здесь, и во многих других местах подразумевается последняя эпоха существования человечества — эпоха, наступившая на земле со времени пришествия в мир Спасителя мира и совершения Им Своего искупительного дела спасения человеческого рода. <…> Внешней чертой этих лжеучителей будет лицемерие — принятие на себя вида каких-то особенных людей, будто постигших всю премудрость, одевание в личину святости. Характерная черта их — «сожжение в совести своей», то есть такое состояние, будто у них совесть сожжена или будто они сами обожжены своею совестью. <…> «Внушая сие братиям», то есть ограждая свою паству от лжеучителей, «будешь добрый служитель Иисуса Христа», потому что пастырство ведет свое начало от Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Здесь характерно, что Тимофей — епископ — назван по-гречески «диаконос», что значит «служитель» — новый пример безразличного употребления названий, еще не установившихся вполне в Апостольской Церкви. <…> Часть IV Глава пятая содержит наставления, как учить и руководить пасомых в зависимости от их разных состояний. He на всех одинаково может и должен действовать мудрый пастырь, но сообразно с особенностями каждого, в зависимости от возраста, положения в Церкви, положения в обществе и внешнего состояния. <…> «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» — обличение это, надо полагать, направлено против тех, которые стараются сбыть своих престарелых родственников на церковное содержание, не желая заботиться об их пропитании. Во второй части 5-ой главы с 17 по 25 стих апостол учит Тимофея, как поступать епископу в отношении пресвитеров. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» — здесь под «честью», которой должны сподобляться усердствующие пресвитеры, святой Иоанн Златоуст понимает «попечение», «доставление им всего необходимого» для жизни. <…> Далее апостол говорит о том, с какой крайней осторожностью надлежит епископу избирать лиц, предназначающихся к священному рукоположению. «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами (как бы на Страшном Суде ставит себя св. Павел с Тимофеем) заклинаю тебя сохранить сие (то есть то, что касается рукоположения на служение Церкви) без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно» <…>. Глава шестая содержит важные наставления, разрешающие в духе христианства важный жизненный вопрос о социальном неравенстве, столь волнующий людей особенно в наши новейшие времена. Общий смысл этих наставлений тот, что христианству чужды насильственные общественные перевороты. Говоря современным языком, христианство улучшения общественных отношений достигает путем эволюции, путем воспитания широких масс человечества на началах подлинной христианской любви, равенства и братства; путь же революции христианство осуждает как путь злобы, насилия и крови. Поэтому и говорит апостол: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение». <…> Исходя из мысли, что недовольство общественным строем в большинстве случаев покоится на страсти сребролюбия и любостяжания и зависти к богатым и только прикрывается авторитетом евангельских истин о братстве, равенстве и свободе, апостол предостерегает от любостяжания и внушает быть довольным малым («имея пропитание и одежду, будем довольны тем»). Внешние же материальные блага опасны, ибо часто ведут ко впадению во многие грехи и беды: «ибо корень всех зол есть сребролюбие». Апостол учит Тимофея быть образцом бескорыстия и нестяжания и увещевать богатых, чтобы они уповали не на богатство свое, но на Бога. «О Тимофей! Храни преданное тебе», — так кончается послание, подчеркивая тем всю важность для веры апостольского предания, хранимого Церковью. Комментарии [0] |