Статьи, проповеди → К 400-летию Дома Романовых. Федор III, Иван V и Петр I.
1 марта 2013 г.
К 400-летию Дома Романовых. Федор III, Иван V и Петр I.
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 400-летию Дома Романовых. Начало смотрите:. Династия Романовых. От смуты к возрождению Государства Российского
Федор III АлексеевичГоды жизни: 1661–1682 Годы правления: 1676-1682 Старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И. Д. Милославского, старший единокровный брат Петра I. Федор Алексеевич Романов родился в Москве 30 мая 1661 года. За время его царствования не раз возникал вопрос о наследовании престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем — страдал параличом и цингой. Федор наследовал престол в четырнадцать лет, венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года. Федор Алексеевич был воспитанником знаменитого богослова, поэта и ученого Симеона Полоцкого. Хорошо знал несколько иностранных языков, увлекался стихосложением и переложил на стихи псалмы 132-й и 145-й. Царь Федор разбирался в живописи и церковной музыке. Поначалу страной пыталась руководить его мачеха Н. К. Нарышкина, которую родственникам Федора удалось устранить от дел, отправив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в ссылку в подмосковное село Преображенское. Было бы неправильно полагать, что реформы Петра I явились чем-то совершенно революционным для русского общества. Многое из того, что сделал Петр, было подготовлено или начато в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича. Царь Федор правил страной всего шесть лет. Часть этого времени заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева. (Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж). В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый М. В. Ломоносов. В 1678–1679 гг. правительством Федора Алексеевича была проведена перепись населения и отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 гг. была сделана попытка смягчить уголовные наказания: в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность наделять дворян поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление — одна из самых важных подготовительных мер для губернской реформы Петра I. По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены. Вместо них все старые боярские роды были переписаны в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками. Также в 1682 г. на церковном Соборе были учреждены новые епархии и приняты меры для борьбы с расколом. Кроме этого были созданы комиссии по выработке новой системы податей и «ратного дела». Царь Федор Алексеевич издал указ против роскоши, в котором определялся для каждого сословия не только покрой одежды, но и количество лошадей. При Федоре Алексеевиче готовился проект о введении в России чинов — прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснение стрельцов привели к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682 году. Получивший основы светского образования Федор Алексеевич был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора Алексеевича велось строительство церквей и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая канализационная система Кремля. Также для распространения знаний Федор приглашал преподавать в Москву иноземцев. Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр. Вместе с матерью умер и новорожденный наследник. Когда стало очевидно, что Федор Алексеевич долго не проживет, вчерашние фавориты стали искать дружбы у младших братьев царя и их родни. Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Иван АлексеевичГоды жизни: 1666 — 1696 Годы правления: 1682 — 29 января 1696 Когда в 1682-м его старший брат, царь Федор Алексеевич, умер, не оставив наследника, 16-летний Иван V, как следующий по старшинству, должен был наследовать царский венец. Иван Алексеевич был с детства болезненным и совершенно неспособным к управлению страной человеком. Именно поэтому было предложено отстранить его и выбрать следующим царем его сводного брата 10-летнего Петра, младшего сына Алексея Михайловича. Оба они, один из-за нездоровья, другой из-за возраста, не могли участвовать в борьбе за власть. Вместо них боролись их родственники: за Ивана — сестра, царевна Софья, и Милославские, родственники его матери; за Петра — Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича. Дело не обошлось без кровавого бунта стрельцов. В итоге патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих: Ивана — старшим, а Петра — младшим царем, и назначить при них регентшей царевну Софью Алексеевну. 25 июня 1682 г. Иван V Алексеевич и Петр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Для них был сооружен особый трон с двумя сиденьями, ныне хранящийся в Оружейной палате. До 1689 г. царствование и Ивана, и Петра было номинальным, фактически власть осуществлялась царевной Софьей Алексеевной, опиравшейся на клан Милославских и на своих фаворитов — В. В. Голицына и Ф. Л. Шакловитого. В 1689 г. наступает развязка в противостоянии Софьи и Петра, в результате которой Софья была отстранена от власти. Хотя Иван назывался «старшим царем», он практически никогда напрямую не занимался государственными делами, кроме ритуальных церемоний, требовавших участия царя, и целиком посвятил себя семье. Иван Алексеевич прожил дольше всех отпрысков мужского пола царицы Марии Ильиничны, но уже к 27 годам он был совсем дряхлым, плохо видел и был поражен параличом. На 30-м году жизни, 29 января (8 февраля) 1696 г., скончался скоропостижно в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Петр Алексеевич — Петр I ВеликийГоды жизни: 1672 — 1725 Годы правления: 1682 — 1725 Детство. Венчание на царствоПетр Алексеевич Романов — первый российский император. Родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Петр был четырнадцатым ребенком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И. Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Петр был способным и любознательным ребенком, легко и с охотой учился. Он не только освоил основы наук, но и овладел рядом ремесел — столярным, токарным, кузнечным, оружейным и т. д. Острый интерес у Петра вызывали военные науки. В селе Преображенском им были созданы из сверстников два «потешных» полка — Преображенский и Семеновский, которые и составили впоследствии основу российской гвардии. В 1689 г. Петр с помощью верных ему войск, основу которых составляли «потешные» полки, жестоко подавил очередной дворцовый переворот, организованный сестрой Софьей, которую поддерживали стрельцы. Царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, а ее сторонники казнены или сосланы. В 1696 г. умер царь Иван, и Петр стал единодержавным царем. Реформы ПетраВ истории страны с именем Петра I связаны глубокие преобразования, коренным образом изменившие облик государства, впечатляющие успехи в хозяйственной и культурной областях, выдающиеся победы русского оружия. В царствование Петра I Россия, благодаря огромным усилиям народа, оказалась в одном ряду с могущественнейшими державами мира. Уже к концу царствования Алексея Михайловича стало ощущаться растущее отставание Русского государства от передовых стран Запада. Развитие страны и, особенно, ее торговли сковывалось отсутствием удобных выходов к морю. Настоятельная необходимость реформ государственного и хозяйственного механизма осознавалась передовыми людьми, окружавшими Алексея Михайловича, и тогда же были предложены конкретные пути преобразований, опирающиеся на совершенствование традиционных для Русского государства форм управления. На базе этих идей, а также советов своих друзей из московской «немецкой слободы», и личного знакомства с жизнью европейских государств во время путешествия по Западной Европе в 1697-98 гг., Петр I выработал для себя широкую программу своего царствования. Он мечтал сделать свой народ богатым и просвещенным, подняв культуру его труда до западноевропейского уровня; приобретением балтийского и черноморского берегов открыть свободный путь русским товарам на западноевропейские рынки; влиятельным международным положением обеспечить приток в Россию технических и культурных достижений. Внешняя политикаНаибольших успехов Петр I достиг в деле усиления военной мощи России, повышения ее роли на международной арене. Тем самым он обеспечил решение основной задачи — выхода к морю. В результате Азовских походов 1695-96 гг. Россия получила выход к Азовскому и Черным морям, правда впоследствии, в 1700 г., утраченный. Практически в течение всего царствования Петр I вел Северную войну (1700-21 гг.) за возвращение России берегов Балтийского моря, захваченных Швецией в начале XVII в. Эта война потребовала от России максимального напряжения сил — реорганизации армии, создания военного флота, создания военной промышленности, совершенствования всей системы государственного управления, колоссальных человеческих жертв. В то же время победа в этой войне позволила Петру I решить основную геополитическую задачу, стоявшую перед Россией, — получить для России выход к Балтийскому морю, что в огромной степени способствовало ее экономическому, политическому и культурному развитию. Важнейшими решениями административного характера были: перенесение столицы в новосозданный город Санкт-Петербург, образование высшего органа государственного управления — Сената, деление территории страны на губернии и т. д. Крупные реформы были проведены Петром I в области культуры и просвещения: была создана Российская академия наук; открыт ряд высших учебных заведений, образована светская общеобразовательная школа, открыты первый в России музей и публичная библиотека; начала выходить первая русская газета «Ведомости»; организован ряд экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток и т. д. Характерными чертами личности Петра I были ум, воля, энергия, широта взглядов, исключительная любознательность; он хотел все знать, все видеть и все делать своими руками. Петр I был выдающимся полководцем. В тяжелых условиях непрерывных войн он создал лучшую в мире армию и флот. Яркий стратегический и тактический талант, смелость и решительность в бою позволили ему одержать ряд блестящих побед над лучшей армией Европы того времени, руководимой выдающимcя полководцем Карлом XII. Новаторские взгляды на строительство армии и флота обобщены Петром I в его «Уставе воинском» и в «Уставе морском», которые стали основой для развития русского военного искусства в XVIII в. трудами выдающихся русских военачальников П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова и др. Патриот РоссииПетр I был патриотом своей Родины. Перед началом Полтавской битвы он сказал солдатам сокровенные для него слова: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь... А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». И ради славы Отечества — так, как он ее понимал, — Петр готов был принести любые жертвы. Во многих ситуациях он был вспыльчив, жесток и безжалостен. 8 февраля 1725 г. Петра I Великого не стало. Смерть его была символичной — он ушел из жизни как царьтруженик. Спасая моряков во время наводнения на Неве, Петр простудился и уже не смог оправиться от болезни. Он не сумел завершить всего, что хотел. Но верил в будущее русского народа и говорил: «Я чувствую, что россияне когда-нибудь, и может быть и при жизни еще нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Реформа ЦерквиВажную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра, которая была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование Церкви для нужд государства. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, он отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ — светское учреждение — для управления делами Церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа — Духовной коллегии, впоследствии переименованной в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх». Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор. Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. При этом Петр Великий был православным христианином, что следует из книги «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Он чтил праздники Русской Церкви: «Никогда однако же не упустил случая, чтоб не присутствовать при всенародном отправлении Божией службы, или крестного ходу, и не мог терпеть, чтоб народ по Воскресным дням работами нарушал святости дня сего, и в самой даже величайшей нужде едва позволял, но и то разве по окончании службы Божией, отправлять по Воскресным дням работы...» «Несносны были ему безбожники и хулители Веры; он о таковых говаривал, что они наносят стыд благоустроенному Государству, и никак не должны быть терпимы; поелику подрывают они основание законов, на которых утверждается клятва, или присяга и обязательства. Однажды было ему донесено, что взят под стражу один произносивший в собрании богохульные слова: то повелел он тотчас засадить его как бешеного в цепи...» В конце жизни Петр обращается к Св. Синоду с указанием сделать книгу, где бы изъяснялось: «что непременный закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, и что только для чину и обряду сделано, и что непременное, и что по времени и случаю переменилось, дабы знать могли, что в каковой силе иметь, потому что не знают веры, надежды и любви, а спасение хотят делами своими получать, через пение, пост, поклоны, свечи и подобное тому».
Комментарии [0] |