К 400-летию Дома Романовых. От смуты к возрождению Государства Российского.
В этом году отмечается 400-летие Дома Романовых: 4 века назад, 11 июня 1613 года, на царство венчался первый царь этой династии — Михаил Федорович Романов. 300 лет история государства Российского создавалась при их непосредственном участии. 300 лет, до кровавых событий 1917 г., Романовы верой и правдой служили России.
Смена царей — смена эпох. Предлагаем вашему вниманию цикл статей, посвященных русским царям династии Романовых.
Смутное время
До воцарения на престоле династии Романовых правителей на Руси сменилось немало. Эпохи их царствования знаменовались годами кровопролитных войн и недолгого мира, взлетами и падениями государства Российского. Самодержцы из династии Рюриковичей сменяли друг друга. В начале XVII в. преемственность прервалась — наступила смута.
Никогда раньше борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и социальных низов. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный школьный учитель. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с мнимыми или реальными монархами, которые претендовали на общегосударственную власть. И никогда раньше не была столь реальной угроза потери Россией государственной самостоятельности.
После смерти царя Иоанна IV (Грозного) к власти пришел его сын, смиренный отрок Федор. В первые дни около нового царя находились пятеро бояр, которые составляли постоянный совет при нем, ведали всеми делами правления. Среди них выделялся боярин Никита Романович Юрьев, дядя царя. Пока он был жив, он своими добрыми советами сдерживал ненависть бояр, но как только его не стало, среди них вспыхнула вражда.
Начались интриги: бояре рвались к власти. Победил в борьбе Борис Годунов, получивший титул «правителя». Затем произошло страшное событие: был зарезан семилетний царевич Димитрий, а еще через семь лет тяжело заболел и умер царь Федор Иоаннович. С ним прекратился царский род Рюриковичей, которые правили Русью более 700 лет. Предстояло избрать нового царя.
Эти 15 лет, которые в истории России называют «Смутным временем», были бурными и тяжелыми. Обычная жизнь государства была нарушена мятежами, раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они недолго оставались на троне. Дольше других, семь лет, правил Борис Годунов, выборный царь. Его царствование было великим бедствием для России.
В народе поползли слухи, что царевич Димитрий, сын Ивана Грозного, не погиб в Угличе, а спасся, и теперь идет занимать родительский престол. Это привело к появлению самозванцев, мечтавших занять царский престол.
Все вутся в цари
В Польше объявился Лжедмитрий I, который в то трудное время, демагогически используя идею «доброго царя», с помощью польских магнатов вторгается в страну с целью осуществления раздела России. В условиях гражданской войны и благодаря предательству Лжедмитрию I удается захватить Москву. Лже-дмитрий I царствовал почти год (июнь 1605 — май 1606), пользуясь поддержкой не только поляков, но и определенной части русского народа. Однако своими антирусскими, антипатриотическими действиями он вызвал всеобщее недовольство. В ночь на 17 мая толпа ворвалась в Кремль и покончила с Самозванцем.
Новым царем стал Василий Шуйский. Его принадлежность к знатному роду Александра Невского и его смелость в последние дни давали ему преимущество перед другими боярами. Но Шуйский не смог справиться с тем тяжелым положением, в какое попало Русское государство в 1606 г. Его вступление на престол лишь усилило смуту. Недовольные политикой В. Шуйского казаки, дворяне, крестьяне объединились вокруг «воеводы царевича Димитрия» — И. Болотникова (1606-1607). Повстанцы пытались взять Москву, но потерпели поражение, и с ними безжалостно расправились.
Вскоре Шуйского прогнали с престола. Польша воспользовалась критической ситуацией в России и вновь организовала поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. Россия оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие — самозванца. Гражданская война между их подданными вновь набирала силу. Вскоре, в результате военных действий, Лжедмитрий II был разбит и уничтожен. Однако Речь Посполитая не отказалась от своих целей.
Рост национального самосознания
На борьбу с польскими интервентами поднимается русский народ, создаются отряды народного ополчения, во главе которых: рязанский служилый человек П. Ляпунов, князь Трубецкой и казачий предводитель И. Заруцкий. Они хотят изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию, но первое ополчение своих главных задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и оно перестало представлять реальную военную силу.
Однако наступившее вслед за этим лихолетье вызвало небывалый национальный подъем. Нижегородский посадский человек Козьма Минин Сухорук поднял своим пламенным словом «последних людей» Московского государства, которые, избрав доблестного князя Димитрия Михайловича Пожарского своим вождем, сумели после многих тяжких трудов очистить Родину от врагов. Затем тотчас приступили к великому общему делу избрания царя-самодержца.
Династия Романовых. Михаил
Надо было избрать нейтральное лицо, не принимавшее участия в борьбе «Смутного времени». Но такого боярина не было. Федор Шереметьев заявил, что больше всех имеет права на престол «Миша Романов», сын насильно постриженного в монахи боярина Федора Никитича Романова, в то время находившегося в польском плену. Весь Земский собор ухватился за имя шестнадцатилетнего мальчика, как за якорь спасения. На нем сошлись все желания: и «верхних бояр», членов царской боярской думы, и «нижних», то есть небогатых дворян, и «гостей», то есть купцов, и «черных тяглых», свободных крестьян. Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала все слои общества.
Романов был еще молод и неопытен, потому устраивал большую часть правящей верхушки, стремящейся сосредоточить всю полноту власти в своих руках, но не только эти качества обеспечили Михаилу его избрание: за его спиной стояла фигура отца, ставшего Патриархом. Дело в том, что страна находилась в таких условиях, что нуждалась в правительстве своеобразного общественного примирения, правительстве, которое сумело бы обеспечить сотрудничество людей из разных политических лагерей.
Семнадцатилетний Михаил Федорович венчался на царство 11 июля (ст. ст.) 1613 года. Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления — воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.
Мягкость и доброта нового царя подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Но положение в стране еще долгое время оставалось тяжелым.
В 1619 г. в Москву вернулся освобожденный из плена отец царя — патриарх Филарет. Ему был предложен патриарший престол — «он достоин такого сана, особенно потому же, что он был царский отец по плоти; да будет царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидимым предстатель».
Современники сообщают, что «великие государи» вместе выслушивали доклады по делам, выносили по ним решения, принимали послов, давали двойные грамоты, двойные дары.
Филарет имел нрав гордый, крутой, властный. Он ведал в полном объеме церковными делами, а также наряду с царем-сыном решал и земские дела. Когда Михаил выезжал из Москвы, Филарет ведал всеми делами.
Как церковный деятель, Филарет немало потрудился над наведением порядка в делах церковного управления и благочиния, церковных судов и церковной собственности и хозяйства. Он проявил себя как ревнитель чистоты православия. Это вполне понятная реакция на те измены вере, каких в Смутное время было предостаточно, когда с православием на Руси хотели покончить.
В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих. Он превратил голодную и разоренную смутой Россию в процветающую страну, благосостояние народа в которой улучшалось год от года. Личность самого царя, в высшей степени симпатичная, своим обаянием способствовала укреплению царской власти и идеи самодержавия.
По свидетельствам современников, вся его деятельность была «успокоением взволнованного смутой государства», и этой цели он сумел достичь — он сумел истребить административное злоупотребление воевод, навести в стране должный порядок и поднять общее народное благосостояние. Желая привить в Московском государстве разные промыслы, он сумел призвать на льготных условиях литейщиков. Но самое, пожалуй, главное заключалось в том, что во все царствование Михаила Федоровича большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа российского. Государь сумел побывать практически во всех значительных монастырях и церквах в своем государстве, по его указам были построены 15 крупных церквей. Народ хорошо понимал, что государь хотя мягкий и добрый, но справедливый и требовательный по отношению к православной вере.
Михаил Федорович и его сын Алексей были людьми православными, и для них естественным было жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье. К концу жизни у царя остался лишь один наследник — Алексей. Он и сменил умершего отца на престоле.
Алексей Михайлович Тишайший
В центре русской государственной жизни XVII в. высится фигура царя Алексея Михайловича. Образ его настолько полно и ярко воплощает дух своей эпохи, что воспринимается как ее символ.
Царь Алексей Михайлович при жизни получил прозвание Тишайший и с ним вошел в историю. Так народ нарек его по контрасту с Иваном Грозным, отметив этим не только всем известную доброжелательность и мудрую кротость государя, но и незаурядность его личности, и значительность его правления для страны.
Царь воспитывался по-старинному, его раннее детство прошло в окружении многочисленных нянек, а с пятилетнего возраста он рос под надзором «дядьки» — боярина Морозова. Первыми книгами царевича были Псалтирь, Часослов и Апостол. Обучали царевича и церковному пению. К 12 годам у него появляется небольшая библиотека.
Осиротевший в 16 лет Алексей Михайлович в 1645 году вступил на Московский престол. Его царствование, продолжавшееся тридцать лет, определило характер XVII в. как исторической эпохи в жизни России. Начавшееся, когда страна еще не оправилась от разорения Смутного времени, оно закончилось как преддверие эпохи Петра Великого. Наделенный от природы острым умом, начитанный и любознательный, царь Алексей вникал во все дела государственного правления, но инициативным и энергичным он не был, зато всегда рядом с ним были талантливые и деятельные помощники, выдающиеся государственные люди.
Молодому царю пришлось решать целый ряд вопросов, волновавших русскую жизнь XVII в. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, свидетельствам иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношению его к окружающим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам современника Котошихина, «гораздо тихим». Духовная атмосфера, в которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева.
Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. Мало темных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, но не предавался страстно ни тому, ни другому.
Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем. Секретарь датского посольства Андрей Роде свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Как записал он в своем дневнике 11 апреля 1659 года:«Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)».
В начале 1652 года архиепископ Новгородский и Великолукский Никон (Минов) убедил русского царя в необходимости перенесения мощей святителя Филиппа в Москву из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Мощи чудотворца были помещены в Успенском соборе Кремля. Через несколько месяцев Никон, пользовавшийся у молодого монарха огромным авторитетом, стал патриархом Московским.
В середине XVII в. Россия, обладая огромной территорией, была государством отнюдь не богатым. Страна вела войны, ее потрясали народные волнения, церковный раскол, появлялись самозванцы, была эпидемия чумы... И, несмотря ни на что, общий итог правления Алексея Михайловича, безусловно, был успешным. Быстрыми темпами развивался внутренний рынок, строились заводы и мануфактуры, появлялись новые города, большие успехи делало просвещение, распространилось книгопечатание.
Широким потоком в Московское государство прибывали с Запада художники, мастера, военные специалисты и, конечно, купцы. Вооруженные силы все меньше отличались от европейских армий, совершенствовалось оружие, появились полки «иноземного строя». В царствование Алексея Михайловича Московское государство не только ликвидировало последствия Смутного времени, но был уничтожен главный исторический итог ордынского ига — раздробленность России. В 1654 г.. гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий вошел в подданство Московскому государю. Русские земли, власть над которыми некогда разделили Золотая Орда и Великое Литовское княжество, вновь соединились. Названное в новейшее время «Воссоединением Украины с Россией», это событие навсегда стало одним из величайших в истории страны.
Выдающимся событием царствования Алексея Михайловича было утверждение Земским собором 1648-49 гг. первого в русской истории свода законов — Соборного Уложения. В 25 главах Уложения определялись права и обязанности государевых подданных разных сословий. Впервые было законодательно оформлено крепостное право. Крестьяне были прикреплены к земле, но отнюдь не были рабами помещика, этой землей владевшего. Помещик же был навсегда прикреплен к военной службе. Для России того времени при враждебном окружении, с протяженными границами и относительно немногочисленным населением все должны были нести государственное тягло в различных формах «закрепощенности».
Талантливый православный публицист архимандрит Константин (Зайцев), бывший в миру юристом, так писал о всеобщей закрепощенности в Московском государстве: «В таком общении нет личной свободы — но нет в нем и личного рабства. Есть прикрепление всех и каждого к тому или иному послушанию — и это в рамках чего? — Богом благословенного Православного царства, которое все целиком, от Царя до последнего нищего... все содержание жизни определяет задачей сохранения Веры —
с полным сознанием того, что этим совершается не только личное спасение, но и утверждение истинной Веры во всей Вселенной, во исполнение великого послушания, Богом на царя и его царство возложенное».
Жизнь царя Алексея Михайловича вся без остатка проходила в этом послушании. Сложный и высокоторжественный чин царского обихода, восходящий к Византии, соблюдался им строго и благоговейно; в молитвенной дисциплине и соблюдении постов он был подобен монаху. При этом в его повседневной жизни постоянно присутствовало радование красотам мира Божия, плодам природы и культуры. Он был мудрым правителем. Он блестяще справился с возложенной на него исторической миссией — вести Россию путем православной империи в условиях нового времени. Личным примером учил современников ориентироваться в потоке западных влияний, нахлынувших в российскую жизнь, относиться к ним с духовным рассуждением.
При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны города Нерчинск, Иркутск, Селенгинск.
продолжение →