Статьи, проповеди  →  Проповедь. Протоиерей Владислав Свешников.
1 июля 2000 г.

Проповедь. Протоиерей Владислав Свешников.

«Идите, научите все народы...»

День всех святых. Всенощная, 24 июня 2000 г.

­

Сегодня начинается, а завтра завершается праздник, именуемый в Православной Церкви День Всех Святых.

Это очень органично по самому ходу евангельского года, потому что в прошлое воскресенье в день Святой Троицы праздновалось сошествие Святого Духа на апостолов и тем самым рождение нового типа святости - святости учеников Христовых, святости новой Церкви, святости церковной, от которой берет начало всякая другая святость в послеевангельские времена. И соответственно, сегодня, через неделю после того, как родилась Церковь святых, она отмечает свое внутреннее содержание. Внутреннее содержание Церкви - это и есть собрание всех святых.

Слово «святой» имеет несколько основных смыслов, по крайней мере, два. Разумеется, эти смыслы взаимосвязаны. Святые - это, прежде всего те, кто сообщился с Духом Святым. Святые это те, на кого снизошел Дух Святой. Святые это те, кто призывает Духа Святого: Прииди и вселися в ны. Призывает не формально, но искренне и сердечно. И в силу, с одной стороны, этого призывания, а с другой стороны желания Утешителя Духа прибывать с теми, кто его призывает и вселения Духа Святого в них, впервые это случилось в день сошествия в Пятидесятницу Духа Святого на апостолов, затем же совершается над каждым человеком, крещаемым во Имя Отца и Сына и Святого Духа в Святой Церкви. И в этом смысле все прошедшие через крещение в Святой Церкви являются святыми.

Разумеется, все эти святые оказываются святыми в силу того, что они выбраны из всего мира человеческого бытия ради того, чтобы Дух Святой в них действовал, а не в силу каких то своих возможностей и природных дарований. Святыми оказываются, таким образом, под действием Духа Святого все члены Святой Церкви.

Этот смысл слова «святой» перекрывается с другим смыслом. Святые - это те, кто обретя особую благодать от Бога, дар этой благодати не оставили тщетным, не закопали в землю, а проявили, это было угодно Богу. Послужили Богу.

Мы слышали, что говорит Господь тем, кого Он избирает в будущем в святые:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... (Мф. 28, 19-20)

Крестя людей и уча их соблюдать Слово Божие. Крестя и научая их Правде Божией, правде о Боге, мире и человеке и научая соблюдать правду Божию в нравственной полноте, предлагаемой Богом через Священное Писание и Священное предание.

Таким образом, святыми оказываются те, кто исполняет волю Божию. Иначе непонятно, зачем было обретать Духа Святого, если нет вовсе никакого стремления дар Духа Святого сделать действующим в себе.

Как исполняется задание Божие? Во-первых, через исповедание. Через личное исповедание Бога.

Завтра вы услышите в Евангелии, как Господь говорит своим ученикам:

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33).

...И кто не берет Креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Исповедание Божие - это готовность бесстрашно, бескомпромиссно, твердо и жизненно в любых условиях жизни исповедать правду о Боге и ту правду, которую Бог предлагает людям и которая открывается всем членам Церкви.

Исповедовать Бога означает, прежде всего, утверждать в своем сердце, а затем даже и для того, кто не готов слушать, что Бог есть, что Бог в Троице поклоняемый открывает сам себя людям в виде Отца, Сына и Святого Духа и, кроме того, Сын Божий на определенное время человеческой истории становится и сыном человеческим, то есть, воплощается ради того, чтобы через всю свою жизнь и через крестную смерть и воскресение спасти людей.

Исповедовать Бога - это значит и исповедовать правду Его Церкви.

Исповедовать Бога - это значит исповедовать правду Вечной Жизни.

Исповедовать Бога - это означает утверждать, что норма человеческой жизни это исполнение воли Божией, и научать этому людей.

Исповедовать Бога означает всем делом своей жизни открывать тайну духовной жизни сначала для себя самого, а потом и для других.

Кто так исповедует Бога, тот входит в лик святых. Кто так не исповедует Бога, тот отказывается от своей святости. Дар святости, принятый в крещении, для такого человека становится как бы ничем.

Сегодняшнее Евангельское чтение в некотором отношении приоткрывает завесу тайну бытия Церкви, которую вполне разгадать мы не можем, но некоторый намек на это слышится даже не столько в конкретном указании Христа, сколько в факте обращенности. С одной стороны, такая обращенность может иметь только личный характер. Если говорят идите и научите все народы - это значит, каждый человек, принимающий эту правду, говорит - да, это слово обращено и ко мне; я иду и становлюсь по милости Божией и по Его заданию тем, кто в числе научающих словом и собственным примером жизни выполняет задание Божие.

Но вместе с тем совершенно же ясно, что не может никакой один человек (даже если этот один апостол Павел) научить все народы. Таким образом, ясно, что это задание обращается не к отдельной личности, а ко всей полноте Церкви. Тайна же Церкви в этом отношении состоит в том, что Христос обращается к людям как к Церкви, а к Церкви как к каждому отдельному человеку.

Евангелие и вообще все христианство имеет глубоко личностный характер. Весь смысл и содержание Евангелие направлено как духовное задание личности. Мы видим ровно тот же тон и обращенность, которые есть во всем Евангелии, обращенные теперь очевидно к Церкви.

Тогда это означает только одно: сопоставимы на самом деле не Церковь и любой другой коллектив - они не сопоставимы! Это ложь! Тот, кто думает, что Церковь можно сравнить с любым коллективом - ошибается. Сравнение может быть только по внешнему выражению: это собранность некоторого количества людей.

Сопоставление настоящее может быть только Церкви с личностью. И в этом есть глубокая тайна, которая открывается отчасти только словами апостола Павла: Церковь есть тело Христово, голова этого тела - сам Христос (1 Кор. 12)

Поэтому в самом глубоком и верном смысле Церковь, с одной стороны, будучи собранием святых, вместе с тем является личностью. Поэтому она выше и значимей любого отдельного коллектива. В то время как любой другой коллектив - ниже, какой бы он ни был замечательный, с какими бы благими целями он ни был создан, какие бы замечательные плоды он ни приносил. Все равно, любая личность богаче любого коллектива.

Церковь богаче любой личности. Потому что сама Церковь есть личность. И поэтому задание Идите и научите все народы относится к Церкви, но как к личности. Иначе оно не может быть понято.

 Тогда понятно становится, что Церковь святых это та Церковь, которая по природе своей свята и потому те, кто входят в нее, становятся святыми, ибо глава Церкви Святой - Христос Богочеловек.

Церковь справедливо полагать, как это считают некоторые богословы, не механическим единством, а органическим. Церковь есть некий организм Духа. Только к органическому и личностному единству Церкви может быть направлено Слово Божие, потому что это Слово святое и направлено к святой личности. Слово Божие направлено и к каждому отдельному человеку, входящему в Церковь, потому что он, будучи членом Богочеловеческого святого организма, сам оказывается святым.

Святой человек - это не тот, кто очень хорошо духовно правильно живет. Святой человек - это тот, кто органически становится членом Святой Церкви и в силу этой органичности делает дело Церкви.

Думаю, что хотя бы до некоторой степени любому человеку стоит рассмотреть себя в плане сопоставления своего индивидуального бытия с церковно-органическим единством святой жизни. Он всегда может найти богатый материал для покаяния, потому что на деле не столько вливается в жизнь Церкви органически, как часть Церкви, сколько представляет собою некую индивидуальную единицу, которая лишь какими-то своими частями сопоставляется с жизнью Церкви. Это предмет для покаяния, потому что в этом глубокая неправильность жизни.

Правда жизни - в той святости, которая Богом сообщается Церкви, а через Церковь - и всякому ее члену. Эта святость и является содержанием жизни всех верующих людей. Аминь.


Комментарии [0]