Статьи, проповеди → Просфора
1 июля 2000 г.
Просфора
“Просфорá” в переводе с греческого означает “дар”, “приношение. Поминальные просфоры, ранее приносившиеся прихожанами, теперь выпекают церковнослужители. Таким образом, в наше время прихожанин, принося свой дар Богу в виде пожертвований и подав поминальные записки, просит помолиться о нем и его сродниках, друзьях и знакомых, подобно христианам древней Церкви. Для служб в нашем храме сначала брали просфоры в Николо-Кузнецком храме, а первой просфорницей нашей стала бабушка Александра до этого выпекавшая их для храма в Былово. Потом – Анна Максимовна, Иваница Владимир, Бурнашев Константин, тетя Надя, другие.…Сейчас этот труд возложен на Сергея и Михаила Брагиных, Фирсова Александра, Егора Горбатова. Выпекаются просфоры дома. У некоторых дело до слез доходило – не получаются, батюшка, таланта нет. А батюшка отвечал, как это таланта нет, благословение есть, значит и талант есть. Процесс этот очень непростой и по содержанию, и по форме, и по количеству (особенно для больших праздников). Он должен сопровождаться молитвой. Просфора в своем составе имеет четыре компоненты: пшеницу, соль, дрожжи и воду. Все это суть евангельские символы. Пшеница – посеянное слово Божие, добродетельный христианин, Сам Христос (см. Мф. 13, 24-30), (Ин. 12, 24), (Ин. 6 гл.). Соль земли – христиане, христианское учение (см. Мф. 5, 13). Царство Небесное подобно закваске (см. Мф. 13, 33) Вода – символ благодати (Ин. 4, 4-14), вода Крещения. По своему виду просфора - круглая и двусоставная. Это символизирует полноту Земной и Небесной Церкви и Богочеловечество Господа Иисуса Христа. Сверху просфора имеет печать креста. В Русской Православной Церкви богослужебных просфор всего пять. Главная из них – “Агничная” – прообразует собой Агнца-Христа, вземлющего грехи мира (Ин.1, 29). Она приносится Церковью в воспоминание страданий Иисуса Христа и во время богослужения становится Его Телом. Во время проскомидии священник разрезает Агничную просфору с четырех сторон и снизу, образуя Агнец, молясь словами из Священного Писания, в которых говорится о жертвенной смерти Христа (Ис. 53, 7-8). Части просфоры, оставшиеся после выделения Агнца, называются по-гречески – Антидор, то есть вместодарие. Эти части раздаются после литургии и тем, кто не причастился. (Вкушать антидор следует натощак). 2-я просфора - Богородичная – частица в память Божией Матери; 3-я – “девятичинная” – частицы в честь всех чинов святых; 4-я – “заздравная” – поминание живых православных христиан; 5я – “заупокойная” – об усопших. Частицы, вынимаемые из этих богослужебных просфор, а также из маленьких поминальных, возлагаются на дискосе вокруг Агнца, символизируя Церковь Христову. Все они духовным, невидимым телесными очами, образом представляют личности возле Христа, а после причастия опускаются в чашу с Телом и Кровью Христовыми с молитвой: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”. Частицы от этого Телом Христовым, конечно, не становятся; но личность человека, помянутого в записке, через частицу, напоенную Кровию Христовою, получает благодать. Это главное, чем отличаются записки, подаваемые на литургию, от записок, подаваемых, к примеру, на молебен. Поминальные просфоры с вынутыми частицами выдаются за свечным ящиком. Вкушая дома просфору с молитвой, мы вспоминаем священную Евхаристическую трапезу, причащаясь, таким образом, к событиям богослужения. Комментарии [0] |