Статьи, проповеди  →  Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 5.
12 ноября 2014 г.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 5.

Начало в №№ 129, 130, 131, 132, 134.

Агапа в III веке

Агапа в начале III в. продолжает занимать главное место среди церковных служб после евхаристии, хотя начинает уже терять свое значение в пользу утрени и к концу III в. становится второстепенной и редкой службой. <…> В богатой и изнеженной Александрии, как видно, пытались обставить агапы особою пышностью и превратить их в настоящие богатые пиры. Такие деятели, как Климент Александрийский, энергично боролись против этих течений и прямо объявляли агапы с мясными блюдами за обыкновенные ужины. Они требовали соблюдения прежней строгой практики относительно трапез на агапах, практики, указания на которую мы встречали во II в., т. е. употребления на агапах исключительно растительной, и, в крайнем случае, рыбной пищи. Здесь, следовательно, зародыш позднейшей постной диеты в христианской Церкви. Вместе с тем Климентов перечень блюд на агапе объясняет нам, почему ныне на вечерне при благословении хлебов, которое, несомненно, является ритуальным остатком агапы, благословляется не хлеб лишь, но вино, пшеница и елей <…>.

В III в. должно было за счет агапы выдвинуться вперед чисто «словесное», «умное» служение Богу. И, так как вечер дня был занят богослужением агапы, то этого рода и характера служение приурочилось к утру и развилось в довольно продолжительное утреннее богослужение. <…> Это была единственная, после литургии, общественная служба. <…> Утреня состоит из пяти главных частей: 1) двух молитв епископа, 2) ветхозаветных псалмов и песен между ними, 3) чтений из Св. Писания, 4) двух поучений: одного для всех, включая и оглашенных, и одного для одних верных, 5) торжественных молитв между этими поучениями: одной над оглашенными с руковозложением и отпуском их и одной для верных с возглашениями диакона и коленопреклонением. <…> Итак, в утрени сирской церкви III в. уже был дан зародыш и нынешних молитв за шестопсалмием, и в конце утрени (главопреклонения), и нынешнего шестопсалмия (псалмы), и великой ектении, и канона (песни Моисея и пророков), и Евангелия. <…>

Часы и дни совершения евхаристии.

Перечисленные памятники богослужения ясно показывают, что, по крайней мере к концу III в., евхаристия окончательно перенесена была на утро, следуя непосредственно за утренним богослужением, которое начиналось с зарею. <…>

Молитвенные часы по писателям III в.

Утреннее богослужение и агапа с присоединением к тому или другой евхаристии (литургии) были, мы видим, и в III в., как во II и в I, не только главными церковными службами, но и единственными общественными службами. И они не исключали существования особых частных служб, совершавшихся духовенством или одним, или при участии немногих усердных верующих, как в церкви, так и на дому. Апостольский обычай освящать молитвою три наиболее знаменательные и важные в течение дня часа поддерживался, как мы видели, и во II в. и перешел в III в. <…> Все важнейшие церковные писатели III в. упоминают о молитвенных часах, и все одинаково в качестве таких часов называют 3-й, 6-й и 9-й. <…>

Напевы

Богослужебное пение, как мы видели, во II в. получило значительное развитие по сравнению с I в., если верить преданию, что именно св. Игнатий Богоносец был инициатором антифонного пения в христианской Церкви. В III в. оно делает не менее значительный шаг: сознается необходимость урегулировать самый напев (не чин лишь) христианского пения. Климент [Александрийский] первым из учителей Церкви пришел к мысли об урегулировании богослужебного пения христиан в отношении самого напева его и высказался решительно за недопущение в Церковь наиболее искусственных и страстных напевов. Позднейшие организаторы церковного пения — на Западе свв. Амвросий и Григорий Великий, а на Востоке св. Иоанн Дамаскин — из своей системы гласов, совершенно сообразно с указаниями Климента, исключили хроматический напев и приняли дорический и фригийский диатонического характера. <…>

Песнописцы и песни III в.

Несмотря на <…> богатую гимнографическую деятельность III века, от него до нас не дошло почти совсем не только произведений этого рода, но и имен творцов. <…> Из нынешних церковных песен наиболее близка к этим гимнам песнь «Свете Тихий». Судя по тому, что о ней говорит как о «древней» св. Василий Великий, нельзя составление ее полагать позже III в. <…>

Церковный год III в. Праздники и будни

Относительно церковного года в III в. по сравнению со II в. нужно отметить прежде всего большее выделение и обособление праздничных дней от будней. Хотя александрийская школа богословия не одобряла такого обособления, но оно сказывается в том, например, что в воскресенье и Пятидесятницу теперь впервые запрещаются работа, пост и коленопреклонения. <…>

Из прочих седмичных дней продолжали в III в. чествоваться постом среда и пятница. <…> Кроме среды и пятницы и пасхального поста, <…> других постов еще не существовало, но были в обычае общественные посты по случаю бедствий, например, засухи. <…> Сорокадневный пост пред Пасхою, заменивший в III в., хотя не везде еще, прежний, более короткий пост, по происхождению своему и характеру имеет нечто общее с последнего рода постами. Он, если не возник, то удлинился до 40 дней, несомненно, под влиянием практики оглашения, из желания содействовать постом и молитвою подготовлению оглашенных ко крещению. <…>


Комментарии [0]