Статьи, проповеди  →  Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 11)
21 марта 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 11)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143.

 

Второе Послание к Тимофею

Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. <…> Как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной в конце 66 или в начале 67-го года пo Pождестве Христовом.

Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, святой Павел не был, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить святому Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, «люди развращенные умом, невежды в вере, люди имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся», вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся во благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5-8). <…> Итак, цель послания — воодушевить святого Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении.

 

Экзегетический разбор

Часть I

Начинается это послание обычным надписанием: «Павел апостол Иисус Христов волею Божиею». Высказав свою сильную любовь к «Тимофею, возлюбленному сыну», <…> св. апостол Павел напоминает Тимофею «возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение». Здесь ясно сказано, что в Таинстве Священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко неправы протестанты и сектанты, отвергнувшие Таинство Священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от святых апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю «возгревать», конечно, ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения. <…>

Вторая глава содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как «добрый воин Иисуса Христа». «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», то есть то, что ты слышал от меня о Господе Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличений и гонений от неверующих, то самое передай «верным людям, которые были бы способны и других научить». Под этими «верными людьми» толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идет о том, что святой Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения во епископы и пресвитеры, чтобы передать им все истины богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения Таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет святой Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился <…>.

«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа», то есть будь готов на всякие труды и скорби в деле благовестия о Христе. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» — этими словами не требуется от пастыря полного отречения от всяких забот земной жизни, ибо сам апостол говорит, что пастырю надлежит, между прочим, «хорошо управлять домом своим», следовательно, он может заботиться о нуждах своего семейства, даже так, что «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» Канонические правила воспрещают пастырю принимать на себя только такие должности и занятия мирские, которые отвлекали бы его от достойного служения Церкви.

<…> «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» — это третий пример. Пастырь напоминает собою не только воина и состязающегося на ристалище, но и земледельца, который трудится, желая получить плоды от обрабатываемой им земли. Так и пастырю естественно ожидать плодов от своего ревностного пастырского делания. <…> Далее апостол внушает Тимофею вникать в глубокий смысл приведенных им примеров и воодушевляет его мыслью о Воскресении Христовом и о своих собственных страданиях за благовествование о Христе. Такой же путь страданий неизбежно предстоит и каждому доброму пастырю, но окончится он соцарствованием Христу: добрый пастырь должен воодушевлять себя мыслью, что будет разделять со Христом Его славу. С лжеучителями апостол советует не вступать в словопрения, ибо они «нимало не служат к пользе, а к расстройству слушающих». Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью.

<…> Предупреждая смущение от еретиков, святой Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: «Но твердое основание Божие (то есть Церковь Христова) стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2:19).

На Церкви, как на здании Божием, есть надпись или печать, состоящая из двух частей. Первая часть ее: «познал Господь Своих» — это значит, что истинно принадлежащие Богу ведомы Ему и не могут быть подвигнуты в вере, ибо благодать Божия настолько перестроила весь их внутренний мир, что они, крепко утвердившись в истине, стали избранниками Божиими и не боятся никаких еретических смущений и козней. Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» — это значит, что такие избранники Божии не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие. <…>

 

Часть II

В третьей главе апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны» ... и т. д. Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под «последними временами» можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой, второй главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, то есть будут притворщиками-лицемерами.

«К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями» — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу ведших рассеянный светский образ жизни женщин. <…>

«Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то «нового» и модного <…>.

Далее апостол похваляет Тимофея за то, что он последовал во всем его проповеднической деятельности, полной лишений и скорбей и утешает его мыслью, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (ст. 10-12) — «человеку, который борется со злом, невозможно не испытать скорбей» (епископ Феофан).

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (ст. 13) — «нисколько не смущайся, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если они благоденствуют, а тебя постигают искушения», ибо они только кажутся преуспевающими, a на самом деле лишь «прельщают» других и сами «прельщаются». Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода».

<…> Священное Писание научает нас как догматам веры, так и добрым правилам жизни, обличая ложь и исправляя худые нравы. Отсюда ясна вся важность изучения Священного Писания, особенно для пастыря, ибо пастырская деятельность в том и состоит, что «полезно для научения». По апостолу, богодухновенное Писание полезно «для научения» людей истине и добру, «в обличении» их заблуждений и пороков, «в исправлении» их нравов и убеждений и «в наставлении», т. е. в укреплении их на пути праведности. Если столь полезно и важно было Священное Писание Ветхого Завета, которое, конечно, имеет в виду здесь апостол Павел, то тем более необходимо и важно Священное Писание Нового Завета, которое во всей полноте раскрывает нам волю Божию и служит ключом для надлежащего понимания и ветхозаветного откровения.

В первых 8-ми стихах четвертой главы апостол Павел излагает заключительные пастырские наставления святому Тимофею, a затем говорит о своих личных делах, видимо, и послуживших поводом к написанию всего послания. Здесь апостол Павел с силою заклинает своего ученика Тимофея, напоминая ему суд Божий — не быть небрежным в исполнении своих пастырских обязанностей и внушает ему: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». В этих словах перечисляются все роды пастырской деятельности, в соответствии с нравственным настроением пасомых. «"Настой" — это значит: стой всегда на том, чтобы проповедывать, — проповедуй непрестанно, говори неутомимо. He так, чтобы поговорить однажды и довольно, но всегда говори и учи» (Феофил).

Что значит: «во время и не во время»? — Это значит: «не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только — во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять» (святой Иоанн Златоуст). <…> Почему нужно спешить и стараться использовать каждый благоприятный случай для проповеди? — Потому что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». <…> «Льстили бы слуху» указывает и на красноречие этих учителей, но более на лесть, на приноравливание вкусам слушающих. <…> Таково, например, нынешнее увлечение теософией, оккультизмом и всевозможными философскими и сектантскими лжеучениями, отвечающими вкусам современного человека, тяготящегося аскетическими требованиями истинного христианства.

«Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» — выражением «будь бдителен» определяется общий внутренний характер деятельности или настроение доброго пастыря. «Быть бдительным» значит внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, не угрожает ли откуда опасность пасомым, и сообразно с этим направлять свою пастырскую деятельность. <…>

«Совершай дело благовестника» — этим определяется важнейшее дело пастыря Церкви, которое должно стоять во главе всех прочих его дел. Пастырь не есть только механический отправитель богослужения и треб, a прежде всего — ревностный проповедник благой вести о нашем спасении.

«Исполняй служение твое», то есть: «удовлетворительно исполни», совершай его не кое-как, вяло и теплохладно, а от души, со всем усердием. Заканчивает свои пастырские наставления апостол Павел предречением своей близкой мученической смерти. <…>

 


Комментарии [0]