Статьи, проповеди → Господу помолимся...
5 января 2018 г.
Господу помолимся...
Продолжение. Начало в №№ 154-155.
«Так отправляйте службу во святилище и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых; ибо братьев ваших, левитов, Я взял от сынов Израилевых и дал их вам, в дар Господу, для отправления службы при скинии собрания; и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите...» (Числ. 18, 5-7). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18, 20)
Вопросы протоиерею Леониду Царевскому: — Батюшка, в прошлый раз Вы коснулись темы богослужебной молитвы. Расскажите, пожалуйста, подробнее. — Наступает один из самых главных праздников — Рождество Христово. Все праздники сопровождаются определенными традициями, но в центре — богослужение, которое включает в себя всенощную и литургию. В наше время всенощные обычно служатся вечером, а литургии — с утра. Но на Рождество и Пасху, как и в древности, — ночью. Служба длится несколько часов, и все это — молитва. Для непривыкшего человека это кажется скучным: «Странное празднование — стоишь, что-то читают, что-то поют, то зажигают свет и свечи, то гасят». Но знающий службу понимает, что все имеет значение, различает стихиры, тропари, канон, паремии (ветхозаветные чтения), евангельское чтение. На самом деле состав богослужения очень богат и разнообразен. При этом может быть и противоположный соблазн для тех, кто хорошо знает службу: следить и обсуждать, что не так сказано или спето, где чтец или регент ошибся; или, наоборот, оценить: молодцы, красивый напев этой стихиры разучили. А кто-то пока плохо знает службу, зато хорошо молится. Устав богослужения, если в нем разобраться, очень интересный, красивый, логичный. При этом живой, не застывший: есть правила, есть и исключения из них. Жизнь Церкви — это не только богослужение, но без молитвы нет Церкви. В прошлый раз мы говорили, что Христос молился и один, и с узким кругом учеников, и вместе со всеми. Нередко задают вопрос: зачем нам эти длинные молитвы, как молиться во время богослужения? Нужно ли изучать Устав простому мирянину? Кто чаще бывает в храме, тому проще. Тому же, кто приходит только по большим праздникам, нет смысла рекомендовать его изучать. Многие уходят с середины службы, потому что устали. Но интересно: те, кто смог достоять до конца, вдруг обнаруживали, что приобрели нечто ценное для своей души, хотя далеко не всё понимали. В каждой службе есть внутренняя логика, душа при этом поднимается на следующую ступень (потом, к сожалению, сползает обратно). Есть люди, которые, отстояв большую службу, не хотят уходить: силы даже прибавились. Так изучать ли мирянину Устав? Я считаю, хотя бы в небольшом объеме, нужно. Есть пособия, в которых просто воспроизводится последовательность служб, а есть — истолкование богослужения. Здесь существует три взаимодополняющих смысла: символический, исторический и практический. Какие-то элементы богослужения могут не нести практической нагрузки, но несут историческую. Например, во время гонений первых веков Евангелие хранили в тайнике. Ныне напрестольное Евангелие торжественно северной дверью выносят из алтаря и тут же вносят через Царские Врата. В этом есть символика: выход Христа на проповедь. Некоторые считают, что вообще никакой символики не нужно, главное — практический смысл и само содержание. Но как все совершается — тоже важно, потому что человек воспринимает богослужение всем своим существом, всеми чувствами — у содержания должна быть форма. Интереснейший предмет — историческая литургика. Здесь изучается не только, как богослужение устроено, но и почему оно так устроено, как складывалось. Нам это ценно с еще одной стороны: ведь мы через богослужение соединяемся с древними святыми, мы молимся и служим так же, как они. Так нам удается поддерживать с ними особую духовную связь. Люди часто жалуются, что отвлекаются во время службы. Причины во многом те же, о которых мы уже говорили. Либо человек не знает последовательности службы, либо знает слишком хорошо и молитва может проходить мимо него. Здесь уже речь должна идти о самовоспитании. Что касается длительности богослужения, есть три варианта. В монастырях служат по полному Уставу — длинные службы. В храмах — по-разному. В нашем храме мы стараемся придерживаться среднего варианта: сокращаем в меру, при этом четко сохраняя всю структуру. В тех храмах, где слишком сокращают, люди «не успевают» помолиться. Нужно время, чтобы войти в молитву. Особенно это касается больших праздничных служб. Может быть и поэтому те, кто продержался до конца, имеют более наполненное духовное состояние. Поэтому я против сильного сокращения, хотя его и оправдывают заботой о людях: «чтобы не переутомились». Все богослужение пронизано Священным Писанием. Среди святоотеческих творений, касающихся толкования Писания, есть два подхода: одни авторы основываются на трудах богословов и на своем духовном опыте, а другие, как, например, Симеон Новый Богослов, — в основном на богослужении. И действительно, ведь оно само является очень ярким, интереснейшим толкованием Библии. В православной гимнографии огромное количество явных и скрытых цитат из Ветхого и Нового Завета. Гимнографы использовали и творения отцов, и Писание. Проповедь также является частью богослужения, причем с древности, с первого века. Читая исторические источники, такие как Дидахи, мы видим, что после чтения Писания на литургии всегда следовала проповедь. А раз проповедь — часть богослужения, значит, это тоже молитва. По себе замечал, что на службе по-другому говоришь, нежели на лекции или уроке. Богослужение идет на какой-то особой струне. Вдохновение иногда бывает, иногда — нет, но все равно что-то необходимое для людей через тебя Господь говорит. «Батюшка, Вы сегодня в проповеди специально для меня сказали». Хотя, может, я не собирался для этого человека говорить. Иногда развиваешь какую-то тему и в качестве «лирического отступления» или примера о чем-то упомянешь. И именно это кому-то оказалось нужным, стало ответом на его вопрос. Проповедь — это молитвенное состояние священника, который просит Бога о том, чтобы сказать на пользу и себе, и прихожанам. Чтобы человека сподвигнуть на перемену жизни. Богослужение — все эти стихиры, каноны и прочее — это, конечно же, тоже молитвенное духовное состояние тех святых отцов, которые это написали. Они показали, каким путем должен человек идти к Богу. Богослужебная молитва учит человека глубокому общению с Творцом, подобному ангельскому и подобному святым. — А можно на службе молиться своими словами? — В идеале, прихожанин должен войти в общую молитву — мы все об одном и том же молимся. В то же время человек может о чем-то своем молиться. Если ты не слышишь службы, есть рекомендация — читать Иисусову молитву. Люди иногда говорили, что когда так делают, вдруг начинают понимать слова службы. Конечно, важно, чтобы пелось и читалось хорошо, разборчиво. Но какая-то особенная выразительность мешает молитве. Чтец и певцы не должны, как в театре, навязывать свое личное отношение. Иначе восприятие станет не духовным, а душевным. С одной стороны, чтение и пение должны быть ровными, бесстрастными, с другой — какие-то естественные смысловые акценты вполне возможны. Хорошее чтение и пение на службе — дело тонкое, акцент делается не обязательно повышением голоса, но и некоторым понижением, правильной паузой. Но даже когда не очень получается, все равно служба идет, Таинства совершаются. Преподобный Симеон Новый Богослов.Из Слова 41 Возжигаемые тобою лампады представляют мысленный свет, чтобы напоминать тебе, что как церковь вся в свете от множества лампад, так и дом твоей души (который тоже Божий есть), честнейший паче рукотворенного храма, должен быть весь в духовном свете <...>. Множество возжженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Духа Святого <…>. Благоуханные масти, разливающие благовоние, указывают тебе на духовное миро, то есть на благодать Святого Духа; и тем, что они составлены из разных специй, научают, что сие духовное миро надлежит стяжать и тебе так, чтоб оно было разнообразно, то есть было составлено из различных даров Святого Духа. <...> А толпы народа, собирающиеся на праздник и велегласно воспевающие хвалу Богу, означают небесные чины и несметные воинства ангелов, которые воспевают и славословят небесного Владыку за великое спасение, устроенное тебя ради. <...> Свт. Игнатий Брянчанинов.Из Слова о церковной молитве Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь; слова эти тождезначущи. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом: самым ощутительным и самым полезнейшим для человека. Тогда только явление Бога еще полезнее и еще ощутительнее для человека, когда человек сам соделается храмом Божиим, соделавшись обителью Святаго Духа, подобно апостолам и другим величайшим святым. Но такого состояния достигают весьма редкие из христиан. И потому, оставляя до другого времени беседу о нерукотворенном, богозданном, словесном храме Божием — человеке и о богослужении, какое в нем должно отправляться, побеседуем теперь о вещественном Божием храме, созданном руками человеческими, о молитвословиях, отправляемых в нем, о обязанности христианина тщательно посещать храм Божий, о пользе такового посещения. Божий храм есть земное небо: «в храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», воспевает святая Церковь (Последование утрени, тропарь по славословии). Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские Таинства. Божественная литургия и хиротония не могут быть совершены нигде, как только в храме. <…> Деннонощно храм Божий оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его ангел Божий; ангелы Божии и святые Торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обширные и великолепные палаты, хотя обладал всеми средствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни животамоего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4). Это произнес устами Давида Святый Дух. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм, которого зиждитель — Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом. Комментарии [0] |