Статьи, проповеди  →  Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 6.
1 февраля 2015 г.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон. Продолжение 6.

 Начало в №№ 129, 130, 131, 132, 134, 135.

 

IV-V века.

Рождество Христово и Богоявление

 

<…> Судьбы этих двух праздников тесно связаны, и у них история общая. Получивший начало в III в., но не имевший тогда всеобщего распространения, праздник Богоявления теперь вводится в самых отдаленных странах: упоминается во Фракии в 304 г., в Галлии в 362 г., в Испании в 380 г.; только донатисты в Африке отвергают его как нововведение. <…> По Апостольским Постановлениям (Сирия) и по древнейшему коптскому календарю этот праздник посвящен Крещению Господню. Блж. Августин в своих 6 словах на этот праздник говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти Востока до конца IV в. это праздник в честь Рождества Христова. Из описания Богоявления в Иерусалиме у аквитанской паломницы очевидно, что это был праздник в честь Рождества Христова. Начало описания не сохранилось, и уцелевшая часть его говорит уже о возвращении литии в Иерусалим из Вифлеема при пении «Благословен грядый во имя Господне»; лития подходила к Иерусалиму уже пред рассветом; следовательно, всю ночь под праздник бывало бдение в Вифлеемской церкви, которое по уходе литии продолжалось там клиром и монахами; лития с епископом входила в Воскресение, «где уже горят бесчисленные лампады; там поется псалом, произносится молитва, получают благословение от епископа сперва оглашенные, потом верные». В 2 ч. (7 часов утра) бывает в Мартириуме литургия с проповедью и чтениями, а после нее с пением идут в Воскресение, и отпуст бывает около 6 ч. (12 часов дня). Вечерня — ежедневная. На 2-й и 3-й день праздника служба тоже бывает в Мартириуме (на Голгофе) такой же продолжительности, до 6 ч., и столь же радостная; на 4-й день так же празднуют в Елеонской церкви, на 5-й день — в церкви Лазаря, на 6-й — в Сионе, на 7-й — в Воскресении, на 8-й — опять в Мартириуме. Все эти дни столь же торжественная служба совершается и в Вифлееме местным клиром и тамошними монашествующими. Паломница отмечает богатое украшение церквей в этот праздник: «Там не увидишь ничего, кроме золота, драгоценных камней, шелка; посмотришь ли на ткани — они чистого шелка, шитые золотом; посмотришь ли на завесы — они также чистого шелка, шитые золотом (следовательно, храм драпировался материями, как теперь делается в римском соборе св. Петра к торжествам); сосуды же все выносятся в этот день золотые, украшенные каменьями». Что праздник этот, который паломница в другом месте называет «Богоявлением» (epiphania), посвящен был Рождеству Христову, видно было из близкого и широкого соприкосновения праздничного богослужения с Вифлеемом, а также из того, что чрез 40 дней после этого праздника чествовалось Сретение Господне.

Не в одном Иерусалиме к этому времени (кон. IV в.) Рождество Христово как бы затенило другие воспоминания, соединявшиеся с праздником Богоявления. Так было по всему Востоку. Епифаний Кипрский доказывает, что рождение Спасителя было 6 января, а крещение 8 ноября. По свидетельству Иоанна Кассиана, в Египте под Богоявлением «разумеют Крещение Господне и Рождество по плоти, и потому торжество того и другого таинства празднуют не в два дня, как в западных областях, а в один». Армянская церковь и до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Даже после того, как Восток под влиянием Запада отделил Рождество Христово от Богоявления, первому продолжали усвоять наименование Богоявления. Василий Великий говорит о Рождестве Христовом: «Будем называть этот праздник наш Богоявлением». Григорий Богослов говорит: «Ныне мы празднуем Богоявление, или праздник Рождества».

Ранее всего праздник Рождества Христова отделился от Богоявления в Римской Церкви. По свидетельству Иоанна, еп. Никейского (IX в.), неизвестно на чем основанному, эта Церковь начала праздновать Рождество Христово 25 декабря при папе Юлии (337-352). В одном сводном календарно-хронографическом памятнике, доведенном до 354 г. и носящем разные названия (Anonymus Cuspiniani, Catalogus Bucherianus, Calendarium Furii Philocali), в отделе Depositio martyrum (дни смерти мучеников) в 8-е календы января (= 25 декабря) показано: «День рождения Христа в Вифлееме», а в отделе Annales заметка: «В консульство Цезаря Августа и Емилия Павла родился Христос в 8 календы января, в пятницу, в 15-й день новолуния». Следовательно, Рождество Христово в Риме стало праздноваться 25 декабря до 354 г. и, должно быть, задолго до этого года. <…> Самое раннее слово на Рождество Христово из западных отцов — у Зенона Веронского († 380 г.). На Востоке праздник становится прежде всего известен в Каппадокии: Василию Великому († 379 г.) принадлежит уже, как мы видели, слово с надписанием «На св. Рождество Христово»; может быть, ему принадлежит и первоначальное введение этого праздника на Востоке. Друг Василия Великого Григорий Богослов насаждает праздник в Константинополе. Когда после смерти Валента и вступления на престол Феодосия Великого православные в Константинополе вздохнули свободно от арианских притеснений, то они получили в лице исаврийского отшельника Григория Богослова, бывшего еп. Сасимского, своего первого епископа; свое служение он начал в частной церкви, которую назвал Анастасией; в ней он первый раз в Константинополе в 379 г. 25 декабря совершил праздник Рождества Христова. Таким образом, первым актом восстановления Православия в столице было введение нового праздника. Деятельность св. Григория Богослова в Константинополе была непродолжительна (до 381 г.); с удалением его могло быть отменено его нововведение, поэтому неудивительно, что одно известие, правда довольно позднее (у Иоанна Никейского, IX в.), приурочивает введение праздника Рождества Христова в Константинополе ко времени императора Аркадия (395-408 гг.): посетивший свою мать и брата император Гонорий расположил их к установлению по примеру Рима этого праздника. В Антиохии св. Иоанн Златоуст на память мученика Хрисогона 20 декабря 386 или 388 года говорил, что в наступающее 25 декабря впервые будет здесь праздноваться Рождество Христово, — что на Западе этот праздник издавна известен, а в Антиохию сведения о нем проникли лет 10 тому назад; что сам он давно желал и даже втайне молился, чтобы этот праздник совершался и в Антиохии. <…> По трем основаниям Златоуст призывает слушателей к почитанию праздника: а) из-за быстроты, с которой он распространяется: «Хотя нет еще 10 лет, как этот день стал известен нам, но как будто издавна и за много лет преданный нам, так он процвел от вашего усердия; прекрасные и благородные растения, быв посажены в землю, скоро достигают великой высоты и отягчены бывают плодами, так и этот день... вдруг так возрос и принес столь великий плод, что, как можно теперь видеть двор наш наполнен, и вся церковь стеснена от многолюдного стечения»; б) что 25 декабря есть день рождения Спасителя, по Златоусту, подтверждается хранящимися в Риме документами о переписи при Августе; в) это видно и из того, что зачатие Спасителя, по евангелисту Луке, последовало чрез 6 месяцев по явлении Архангела Гавриила Захарии, а последнее должно было иметь место в месяце тисри (= сентябре), в день очищения; если же зачатие Спасителя было в марте, то рождение его должно было падать на декабрь. — Несколько позднее новый праздник получил признание в двух других центрах тогдашнего христианства: Александрии и Иерусалиме. <…> С выделением Рождества Христова в особый праздник на Востоке за Богоявлением осталось одно лишь воспоминание Крещения. Для Апостольских Постановлений Богоявление — праздник только в честь Крещения. Еще Ефрем Сирин в гимнах на Богоявление говорит о Крещении Христовом и об оглашенных. Одновременно с разделением праздников должны были на Востоке к 6 января приурочить крещение оглашенных, в связи с чем теперь же возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для крещения оглашенных. Иоанн Златоуст в беседе на Крещение Господне говорит: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в этот праздник все, почерпнув воды в полночь, отлагают для дома и хранят во весь год влагу от освященных сегодня вод; и бывает явное знамение: естество тех вод не портится от долготы времени, но целый год, и часто два или три, сегодня взятая вода остается неповрежденною и свежею, и после такого промежутка не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

 

Сретение

 

Иерусалимская церковь, по свидетельству галльской паломницы, в эту уже эпоху праздновала и день Сретения Господня. Праздник не имеет у паломницы названия, а обозначается «40-й день от Богоявления», и образ выражения ее («празднуется здесь с большою честию»), по-видимому, дает понять, что на родине паломницы этого праздника не было. «В этот день служба бывает в Воскресении (не в Мартириуме, как в величайшие праздники и как литургия в воскресный день), и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху (!); проповедуют все пресвитеры, и потом — епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в 40-й день Иосиф и Мария принесли Господа во храм».

 


Комментарии [0]