Статьи, проповеди  →  Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 12)
15 мая 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 12)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144.

 

Апостол Тит больш.jpg Послание к Титу

<…> По преданию, Тит был послан своим дядею, анфипатом Критским, в Иерусалим во время земной жизни Господа, беседовал там с Господом и святыми апостолами и видел дивные знамения (Ин. 12, 20-22), был свидетелем крестной смерти Господа, удостоверился в истине Его Воскресения и находился в числе критян, слышавших, как святые апостолы в день Пятидесятницы, по сошествии на них Святого Духа, говорили по-критски. Все это он возвестил, возвратившись в Крит, своим соотечественникам. Оттуда, будучи уже верующим, он отправился в Антиохию и сделался преданнейшим учеником и спутником апостола Павла. <…> Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров святою Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 г. по Pождестве Христовом. Память его празднуется 25 августа.

Послание к Титу, конечно, имеет в виду и критских христиан <…>. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мне кажется, что апостол писал это послание во время между первым и вторым своим заключением». <…> Таким образом, можно предположить, что послание к Титу написано в 64 году из какого-либо малоазиатского города. Святой Афанасий и блаженный Иероним полагают, что этот город и был именно Никополь Киликийский.

Повод к написанию

Христианское общество на Крите было весьма разнородным по своему составу. Эта рознь, нравственная порча, вошедшая в поговорку лживость, лень и корыстолюбие, а также и обычные всюду для иудеев заблуждения, которыми они волновали христианское общество, — все это составляло большие трудности для пастырского попечения. <…> Получив письменные наставления апостола, святой Тит мог смелее и решительнее действовать, ссылаясь на авторитет апостольского послания. <…>

Экзегетический разбор

<…> Тита с похвалой называет апостол «истинным сыном по общей вере», т. е. подлинным, истинным чадом своим, как хранившим неизменно ту святую веру, которой он был научен святым Павлом. Заканчивается предисловие заявлением, что апостол для того оставил Тита в Крите, дабы он «недоконченное исправил и устроил по всем градам пресвитеров».

Далее в первой главе, имея в виду, что на Крите есть много непокорных, пустословов и обманщиков, апостол советует Титу быть особенно осторожным при выборе кандидатов священства и перечисляет, какими качествами должны они отличаться. «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» — под «непорочностью» здесь разумеется безукоризненное и незазорное поведение; «муж одной жены» значит: не двоеженец. Об этом требовании так рассуждает святой Иоанн Златоуст: «Для чего апостол представляет такого человека? — Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть...» <…> «Детей имеет верных» (т. е. верующих христиан, а не язычников или безбожников), «не укоряемых в распутстве или непокорности» — дети избираемого в священство должны быть свободными от укора в недобром поведении. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ибо кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других?» <…> «Ибо епископ должен быть непорочен как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» — «строитель Божий» значит то же, что «эконом», «приставник», или домоправитель. Здесь апостол Павел, по предположению блаженного Иеронима, имел в виду притчу Господа о верном домоправителе (Лк. 12). «Непорочен» — епископ не должен быть своенравным, ставя выше всего свой личный произвол и свои личные эгоистические интересы. «Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца» — все это несвойственно доброму пастырю и домоправителю, как осуждает такие черты и притча (Лк. 12, 45). «Не корыстолюбец» — здесь запрещается не только нечестность, но и всякое желание обогащения, которое неприлично в служителе Христовой Церкви, долженствующем подражать апостолам, не искавшим никаких прибытков, но довольствовавшимся необходимым — пищею и одеждою (1Тим. 6, 8). Затем перечисляются положительные качества, которые требуются от кандидатов священства.

«Страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» — страннолюбие особенно высоко ценилось в те времена гонений на веру; «любящим добро» называет апостол кроткого, тихого, никого не смущаюшего, во всем мирного, не завистливого» (блаженный Феофилакт); «целомудрен», т. е. чист от плотских грехов, которые возможны и при супружеской жизни; <…> «справедлив», т. е. нелицеприятен в отношении к людям; «благочестив», т. е. благоговеющий перед святыней, имеющий страх Божий; «воздержан» не только от похоти плотской и от объятий жены, но и от всех душевных страстей: не воспламеняться гневом, не впадать в печаль, не поражаться страхом и не увлекаться неумеренно радостью» (блаженный Иероним).

Затем апостол указывает, каков должен быть священнослужитель по учительству. Должен он быть «держащийся истинного слова», то есть неповрежденного учения христианского, «чтобы <…> был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» — достойный пастырь должен не только отлично знать все догматы христианской веры, но и «держаться» их, т. е. быть приверженным к ним, дорожить ими, как жизнью своею, и других наставлять, уча не только знать все основные истины Христовой веры, но и любить и чтить их. <…>

Co второй главы начинаются наставления, как и чему должен учить пастырь верующих. Апостол говорит здесь, что старцев нужно учить быть степенными и здравыми в вере, стариц, чтобы они одевались прилично и удерживались от клеветы и пьянства и наставляли молодых любить мужей, детей и быть целомудренными, юношей — быть целомудренными, чтобы посрамить этим противников христианства. Особенно же просит апостол увещевать рабов повиноваться своим господам и жить во всем согласно с учением Христовым. Между наставлениями апостол вставляет напоминание, чтобы учащий сам во всем подавал пример. Перечислив все это, апостол внушает, что вся цель домостроительства, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, в том и состоит, чтобы ввести новое доброе начало в жизнь и деятельность человека.

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» — под этой «благодатью» можно понимать всю совокупность благодатных даров, которая дарована нам в силу искупительных заслуг Христовых. Цель явления благодати — научить нас, отвергнув нечестия, жить благочестиво. Этими словами сильно обличается лжеучение протестантизма об оправдании одною верою, без добрых дел, как якобы ненужных для спасения. Здесь апостол ярко выражает мысль, что вся цель Божественного домостроительства — в перестройке заново жизни и деятельности людей, а не только в даровании одной лишь успокоительной надежды на спасение ради веры в искупительные заслуги Господа. <…>

«Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» — явление славы великого Бога нашего Иисуса Христа есть Второе Его Пришествие. Явление благодати научило людей ждать явления славы. Оба явления так связаны между собой, что для кого наступило первое, тот видит духом и последнее. Вот почему первые христиане жили напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова, и вот почему в нынешние времена оскудения веры померкло в сознании современных христиан это ожидание, а некоторые пытаются даже толковать Второе Пришествие Христово как-то аллегорически, отвергая совсем его реальность. <…>

В третьей главе, продолжая те же наставления, апостол внушает святому Тимофею напоминать критянам добросовестно исполнять свои гражданские обязанности, повинуясь властям, и быть готовыми «на всякое доброе дело». <…> Cпоров и распрей апостол увещевает удаляться, и «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся», если он своим упорным противлением истине показывает, что вконец «развратился». Послание заключается распоряжениями апостола, приветствиями и благословением.

 


Комментарии [0]