Статьи, проповеди  →  Господу помолимся... Вопросы о посте
24 февраля 2018 г.

Господу помолимся... Вопросы о посте

Продолжение. Начало в №№ 154, 155, 156.

 

«Приходят к Иисусу и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2, 18-22).

 

Всем хорошо известно, что пост — это не только пищевые ограничения, но, в первую очередь, особый внутренний строй жизни, который поддерживается усиленной молитвой, чтением Священного Писания и других духовных книг, более частым посещением богослужений. Тем не менее людей больше всего интересуют вопросы, связанные с пищей. Многих беспокоит, что в одном календаре написано одно, в другом — другое (масло, рыба, сухоядение и проч.). Как определиться? Конечно, все составляющие поста связаны между собой. Тело, напитываясь пищей, влияет и на душу. Поэтому болящему человеку пост хоть и послабляется, но не отменяется. Надо подобрать то, от чего можно воздержаться. Например, не может быть, что кому-то необходимы все молочные продукты: одному нужно молоко, другому — кисломолочное. А без сметаны или глазированных сырков все обойдутся. Так что пищевой пост хорошо соблюдать любому православному человеку.

Вместе с пищевым, вкупе, в цельности, должен быть пост духовный. Конечно, тоже по силам: ведь мы и здесь нездоровы. Даже монахи считают себя людьми духовно немощными. Давайте будем их считать все-таки более здоровыми, и пусть они соблюдают пост в полной мере, пусть как следует молятся, тем более, что у них есть возможность автономной жизни: не нужно зарабатывать на семью и нести прочие мирские заботы. Но и мирянину в пост нужен особый строй жизни, несмотря на то что есть работа и какие-то семейные нужды и приходится поддерживать общение с людьми не постящимися.

Если говорить о пищевом посте, то здесь человек может сам решить для себя или же посоветоваться со священником, в чем себя ограничить. Что же касается всего остального, то конечно, мы не можем, как монахи, слишком много на себя брать, но все же духовному чтению в пост нужно уделять больше времени. Если раньше прочитывал одну главу Евангелия — теперь можно две, не читал Апостол — добавь главу из Апостола; кто-то читает и Ветхий Завет. Если редко открывал книги святых отцов, то сейчас делай это чаще — хотя бы 5-15 минут, по страничке, по письму Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, старца Силуана Афонского. Если утреннее и вечернее правило плохо исполнял, в пост постарайся. Прибавь какую-нибудь молитву, например, Оптинских старцев. Если не брал в руки Псалтирь — начни: по одной кафизме или хотя бы по «Славе» в день. Если телевизор не удается совсем исключить, то уж развлекательные передачи, фильмы в пост мы точно не смотрим.

Такой пример. Различные учреждения, где дети получают дополнительное образование, нередко проводят праздники и концерты в дни особого поста — например, в Страстную Седмицу. Необходимо воспитывать у преподавателей и руководства (многие из них считают себя верующими) правильное понимание православных традиций, напоминать, что есть дни, когда увеселения неуместны, и просить перенести мероприятие, а если это невозможно, верующие должны оставлять за собой право отказаться от участия в нем. Среди педагогов есть очень глубокие люди, от них можно ожидать большего понимания, чем от людей, далеких от культуры. Кстати, представители других традиционных конфессий, как правило, серьезно относятся к религиозной жизни православных и идут навстречу в решении подобных вопросов.

Можно ли считать, что строй жизни в пост — это то, к чему должен стремиться человек и вне поста, просто нам трудно так жить, но пост приучает?

Да. Ангелы и святые могут вообще ничем не питаться, а нам нужно постараться сделать хоть что-то.

Если человек соблюдает посты, он меняется со временем? Наверное, он уже не захочет терять радость и сладость поста?

Так должно быть. Но так бывает редко. К сожалению, многие по окончании поста расслабляются.

Поговорим о разном отношении к посту внутри семьи.

В пост главное — воздерживаться от грехов, а не от пищи самой по себе. Все, что мы перечисляли, должно помочь воздерживаться от грехов. А если наши близкие пост не соблюдают, и мы их за это начинаем осуждать, то грош цена такому посту. Если же мы еще и ссоримся с ними, презираем их за то, что они не постятся (то есть фарисействуем), то лучше не поститься, чем так портить отношения с близкими. Надо уважать каждого человека. Мы не знаем, созрел он для поста или нет. Если он не готов, то зачем заставлять? Мы питаем надежду, что ближние последуют нашему примеру и что-то почувствуют, но это бывает не всегда. Как правило — я много раз с этим сталкивался — приходит человек, даже малоцерковный, и говорит: «Я решил соблюдать пост». Замечательно! Попробуй! Но пока он не решил — заставлять бесполезно. Поэтому правильное отношение к непостящимся близким — это если не потакание, то как минимум уважение. Если нужно, пусть жена готовит любую непостную пищу мужу и другим членам семьи. Через это ей откроется даже больше, потому что это будет дело любви, реальной заботы. В противном случае она рискует настроить близких и против себя, и против Церкви.

Что делать, если другие члены семьи своим поведением, отношением мешают соблюдать пост?

Если кто-то мешает, значит, воля Божия в том, чтобы ты находился сейчас в такой трудной ситуации. А пост и должен быть непростым.

Насколько желание поститься одного супруга имеет право на существование, если другой супруг это желание не поддерживает?

У нас же есть закон о свободе совести? Мы уважаем того, кто не постится, но в то же время можем просить, чтобы и нашу веру уважали. Если ты созрел для поста, и чувствуешь, что тебе это необходимо, то имеешь право на понимание. Если мы другого не притесняем, то можем рассчитывать на подобное отношение. Нужно идти навстречу. Например, если родственники обижаются, что ты не ешь ими приготовленное, — съешь немного; или уступить супругу, которому трудно соблюдать супружеский пост. Если половина семьи, в данном отношении, постится, то и пост — наполовину: каждый сделал шаг навстречу друг другу.

Часто говорят, что верующие терпят гонения от неверующих. А у нас получается обратная ситуация: неверующие вынуждены смиряться с образом жизни верующих. Нам тоже надо их понять: они ведь страдают, что мы в церковь ходим, молимся, постимся... Вообще-то, верующий должен легче переносить страдания, раз он верующий.

 

С прот. Леонидом Царевским беседовала Вера Данилина


Комментарии [0]