Статьи, проповеди  →  Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 14)
16 сентября 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 14)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144, 145, 146.

 

Послание к Евреям

Последнее место в ряду посланий апостола Павла занимает Послание к Евреям. Причиной такого положения его являются не позднейшее происхождение и не меньшее его достоинство, a сомнения, существовавшие некоторое время в том, что писателем этого послания действительно был апостол Павел. Сомнения эти вызывались тем, что в начале послания нет обычного для апостола Павла надписания с указанием его имени, нет обращения и приветствия с наименованием церкви, которой это послание предназначалось. <…> Но весьма основательное объяснение этому давал еще начальник знаменитой Александрийской школы Пантен (191 г.). Послание обращено к евреям, которые всегда подозрительно относились к апостолу Павлу и по отношению к которым сам Павел, как призванный быть апостолом необрезанных, не считал себя апостолом (Гал. 1, 16; 2, 7; Рим. 11, 13), прилагая это имя в собственном смысле одному Господу Иисусу Христу (Евр. 3, 1 ср. Мф. 15, 24). Павел мог опасаться, что евреи не станут читать его послания, узнав из первых слов, кем оно написано. <…> Поводом к написанию Послания к Евреям послужили отпадения уверовавших евреев опять в иудейство и удаление их от общения с христианами в их молитвенных собраниях. <…>

Узнав обо всем этом, апостол Павел и написал свое послание с целью обстоятельно показать все великое преимущество Нового Завета перед Ветхим, который был только «тенью грядущих благ», воодушевить палестинских христиан к терпению скорбей и гонений за веру, приводя примеры ветхозаветных праведников, и указать на страшные последствия отпадения от христианской веры. <…> Из послания видно, что оно написано до разрушения Иерусалима, ибо апостол говорит в нем о Храме Иерусалимском и о совершающемся в нем богослужении как о существующем. Если бы Храм был разрушен, апостол не преминул бы сказать об этом. Место написания послания ясно из слов апостола: «Приветствуют вас Италийские» (13, 24). Следовательно, апостол находился в Италии и, как естественно предположить, в Риме, откуда написаны им и другие послания. <…>

Экзегетический разбор

Часть I

Первая глава вся посвящена выяснению превосходства Господа Иисуса Христа, как Ходатая Нового Завета, пред ангелами, это как бы вступительная часть к мыслям апостола о превосходстве Нового Завета пред Ветхим. Ветхозаветный Закон дан людям через ангелов и через Моисея, а Новозаветный Закон дан Иисусом Христом. Поэтому апостол и ставит себе целью на основании самого Священного Писания Ветхого Завета доказать евреям, что Христос выше ангелов (главы 1 и 2) и выше Моисея (гл. 3 и 4). <…>

«Чрез Которого и веки сотворил» — здесь говорится о вечности Сына Божия. «Сими словами указал апостол на Божество Сына Божия, — говорит блаженный Феодорит, — ибо творить только Богу свойственно, и вечность — тоже Божеское свойство».

«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» — это чрезвычайной важности догматическое учение о том, что Сын Божий есть совершеннейшее и полное отображение существа и личности Бога Отца, т. е. Он равен и единосущен Богу Отцу. Подобно Отцу, Он не только Творец, но и Промыслитель мира, ибо «все держит словом силы Своей», Он и Первосвященник, принесший Самого Себя в жертву за грехи людей. <…>

В следующих затем стихах первой главы святой апостол Павел приводит целый ряд ссылок на Ветхий Завет, главным образом изречения из псалмов, которые ясно показывают превосходство Сына Божия, даровавшего нам Новый Завет, пред ангелами. В этих изречениях Мессии усвояются следующие имена: имя Сына Божия по существу; имя Бога, царственный престол Коего вечен; имя Помазанника Божия, помазанного паче всех человеческих причастников Своих, то есть царей, священников и пророков; имя изначала существующего и неизменяющегося Творца неба и земли, Который будет существовать вечно; имя Сидящего одесную Бога, к ногам Которого падут все враги Его. Таково Божественное достоинство Основателя Нового Завета. <…>

«Ибо и освящающий, и освящаемые — все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями». Смысл здесь тот, что спасение людей чрез Искупителя Христа стало возможным только вследствие того, что Христос принял нашу человеческую природу на Себя. Эту мысль о единстве природы Господа Иисуса Христа и искупленных Им людей, или о братстве их по человечеству, апостол Павел подкрепляет ссылками на слова Псалмопевца (Пс. 21, 23) и пророка Исаии (8, 17-18), дабы сделать ее для евреев более убедительной. <…>

«Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» — то есть: не ангельскую природу принял на Себя Сын Божий, а человеческую, подобную той, какую имели потомки Авраама. Здесь связь с
предыдущими рассуждениями апостола о превосходстве Иисуса Христа пред ангелами. Умаление Господа требовалось самым существом дела: Он пришел на землю спасать не ангелов, а людей, а потому принял на Себя не ангельскую природу, а низшую — человеческую. Но эта человеческая природа по Вознесении Господа была превознесена пред ангелами, ибо приобщилась славы Божества и воссела одесную Бога Отца. <…>

Часть II

В третьей главе апостол говорит о превосходстве Господа Иисуса Христа перед вождем еврейского народа Моисеем. Господь Иисус Христос выше Моисея прежде всего потому, что Он есть Устроитель дома, а Моисей — только верный служитель в этом доме. Под этим «домом» разумеется ветхозаветная Церковь. Далее апостол вспоминает о том, как часто роптали евреи на Бога во время своего сорокалетнего странствования по пустыне и как Господь вознегодовал на род их и клялся во гневе Своем, что они не войдут в покой Его, то есть в обетованную землю. Все это апостол говорит словами 94-го псалма. Пользуясь этим историческим отрицательным примером, апостол выводит из него предостережение христианам, чтобы они боялись подобного ожесточения сердец и не подверглись бы гневу Божию, как некогда евреи в пустыне, чтобы не лишиться обещанного покоя, под которым в Новом Завете разумеется высший духовный покой, для которого земля Ханаанская в Ветхом Завете служила лишь отдаленным прообразом. Для новозаветного Израиля должны быть примером те стойкие и крепкие духом мужи времен Моисея, которые во все сорокалетнее странствование не потеряли веры и удержались от ропота, каковы были, например, Иисус Навин и Халев. <…>

Свое предостережение апостол основывает на том, что угроза ослушникам и ропотливцам исходит из уст Божиих, «ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». <…> Важным здесь является встречающееся и в других местах у апостола Павла (1 Фес. 5, 23) указание на «трехсоставность» человеческого естества — дух, душу и тело. <…>

В последних стихах этой главы намечается тема, или главный предмет догматико-нравственного рассуждения, о первосвященстве Христовом. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». В этих словах заключается целый ряд чрезвычайно важных мыслей.

Во-первых, Иисус Христос — Великий Архиерей, единственный и превознесенный над всеми другими архиереями; во-вторых, Он — прошедший небеса, то есть явившийся пред лице Самого Бога, в то время как ветхозаветные архиереи могли лишь однажды в год входить только во Святая Святых, бывшее лишь местом явления славы Божией; в-третьих, Иисус Христос есть Сын Божий, в то время как другие архиереи были лишь обыкновенными смертными людьми; в-четвертых, Иисус Христос есть Великий Архиерей, несмотря на все Свое недосягаемое величие, может сострадать нам в немощах наших, искушенный во всем, подобно нам, кроме греха. <…>

В пятой главе апостол проводит сравнение между ветхозаветным священством по чину Ааронову и первосвященством Христовым «по чину Мелхиседека». Основными чертами всякого первосвященника, избиравшегося из человеков в Ветхом Завете, было то, что он «для человеков поставлялся на служение Богу, чтобы приносити дары и жертвы за грехи» людей; как сам «обложенный немощью», он должен был не только за народ, но и за себя приносить жертвы за грехи, честь первосвященническую он должен был воспринимать не сам от себя, но непременно от Бога, как и Аарон. В основном все эти черты мы находим и в Иисусе Христе как в истинном Первосвященнике. Свое первосвященническое призвание Христос получил непосредственно от Самого Бога, что апостол доказывает убедительными для евреев словами Псалмопевца: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7), а также: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). А то, что Христос был, подобно нам, причастен немощам человеческим, на это указывают слова: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти». Здесь имеется в виду гефсиманская молитва Христова об избавлении Его от предстоявшей Ему чаши страданий. <…>

Так соединились в лице Господа Иисуса Христа три характернейших черты первосвященничества: Божественное призвание, сострадательность к людям по причастности к их естеству и жреческое посредничество за них пред Богом. <…> Хотя апостол Павел и назвал евреев младенцами по вере, неспособными принимать твердой пищи, <…> он надеется преодолеть главное препятствие к этому — узконациональные предрассудки евреев — и с шестой главы начинает раскрывать возвышенное учение о Господе Иисусе Христе как о Первосвященнике по чину Мелхиседекову. Здесь апостол прежде всего говорит о тяжести греха отпадения от веры после принятия Святого Крещения <…> Апостол выражает, однако, надежду, что евреи, к которым он пишет, находятся в лучшем состоянии, и приглашает их терпеливо трудиться над делом спасения, подобно Аврааму, который «долготерпением наследовал обетования», данные ему Богом с клятвою. «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» — эти слова важны потому, что опровергают утверждения лжеучителей (каковы, например, квакеры, Лев Толстой и др.), будто Слово Божие решительно запрещает употребление клятвы. Дальше апостол говорит, что Сам Бог употребил клятву, клявшись Аврааму Самим Собой. Точно также клялся для уверения людей Сам Бог Отец о вечном первосвященстве Своего Сына, как говорит об этом Псалмопевец: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4).


Комментарии [0]