Статьи, проповеди → Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 15)
8 декабря 2016 г.
Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 15)
Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147.
Послание к Евреям. Часть III Вся седьмая глава посвящена раскрытию учения о Господе Иисусе Христе как о «Первосвященнике по чину Мелхиседекову». <…> В 14 гл. 18-20 ст. кн. Бытия рассказывается, как по возвращении Авраама после победы над ханаанскими царями, его встретил с хлебом и вином Мелхиседек, царь Салимский, который в то же время был и священником Бога Вышнего, и благословил Авраама именем Бога Вышнего, а Авраам дал ему десятину из своей добычи. Больше никаких сведений о лице Мелхиседека в свящ. книгах мы не находим. Но имя его и таинственность, с которой он появился и снова исчез в истории Авраама, сделали его лицом важным, как бы сверхъестественным. Вот почему Псалмопевец, изображая в 109 псалме Мессию как вечного священника, назвал Его священником по чину Мелхиседекову. Апостол Павел в первых трех стихах 7-й главы указывает черты сходства между Мелхиседеком и Господом Иисусом Христом и представляет первого как бы прообразом Сына Божия («уподобляясь Сыну Божию»). Эти черты следующие: само имя Мелхиседек, которое значит: «царь правды»; то, что он был царь Салима, что значит: «царь мира»; то, что он был священником Бога Вышнего; то, что, вышедши навстречу Аврааму, он благословил его и, наконец, то, что Авраам дал ему десятину из лучших добыч своих. Апостол указывает и еще на некоторые необычайные качества Мелхиседека, неупоминаемые в кн. Бытия, а именно на неизвестность и таинственность его происхождения: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию». Важно то, что Мелхиседек первый в Священном Писании называется «священником», и притом священником Бога Вышнего, и является как бы получившим священство от Самого Бога — «пребывает священником навсегда» — конечно, не в своем лице, а в лице своего Первообраза — Иисуса Христа. Превосходство священства Мелхиседекова перед священством, происходившим от потомка Авраамова Левия, апостол Павел и показывает дальше в следующих стихах, начиная с 4-го. <…> Если велик был родоначальник народа Божия Авраам, то сколько же велик тогда Мелхиседек, которому Авраам смиренно поднес десятую часть лучших своих добыч, как бы подчиненный ему данник. В 5-6 ст. апостол указывает еще на одну черту, превозносящую Мелхиседека над Авраамом. Это то, что он не имел никакого племенного родства с Авраамом и, следовательно, последний не мог считать себя обязанным уделять ему десятину от своих имуществ, как уделяли евреи своим священникам из колена Левиина. И, наконец, еще одна примечательная черта: «благословил имевшего обетования», то есть Авраама. «Без всякого же прекословия меньшее от большего благословляется». Авраам сам имел великие обетования от Бога и был родоначальником избранного народа Божия и вместе с тем и последующего левитского священства, а между тем Мелхиседек благословил его. <…> В ст. 8-10 апостол Павел делает естественное заключение, что в лице Авраама сам Левий и все его потомство — ветхозаветное священство — признало себя подчиненным Мелхиседеку как священнику с непреходящим, вечным достоинством. <…> Далее апостол раскрывает, как осуществилась эта замена одного священства другим: Господь Иисус Христос воссиял не из священнического колена (Левиина), а Иудина, как и Мелхиседек был чужд рода Авраамова; <…> обнаружилась немощность ветхозаветного закона, ибо он не довел людей до совершенства, а потому установлен Богом с клятвою «лучший» Новый Завет, Поручитель которого сделался Иисус, положивший начало и лучшему новому священству. В заключение этой главы апостол указывает преимущество нового Христова священства: Христово священство единолично и несменяемо, возглавляет новозаветное священство Первосвященник святой и безгрешный, каков Христос, принесший Самого Себя в жертву за грехи людей. <…> В главе восьмой продолжается та же мысль, и в первых двух стихах указывается 3-е преимущество Христа как Первосвященника — то, что Он служение Свое отправляет не на земле, как ветхозаветные первосвященники, а на небе, непосредственно перед престолом Божиим, ибо он Сам воссел «одесную престола величия на небесах». <…> Далее апостол говорит о преимуществах первосвященнического служения Христова на небе: Христос тоже приносит там жертвы. Это — непрестанное ходатайство за нас пред Отцем Своим Небесным, как следствие той великой жертвы, которую Он однажды раз навсегда принес за нас на крест. <…> Девятая глава вся посвящена сравнению двух заветов — Ветхого и Нового — и указанию на несравненное превосходство Нового. Рассматривая в первых 7-ми стихах устройство скинии, апостол показывает, что самое ее устройство и совершавшиеся в ней богослужебные обряды с принесением в жертву животных уже внушают мысль о неудовлетворительности и о временном их значении. При описании скинии апостол обращает главное внимание на недоступность Святого Святых не только для народа, но и для самих священнослужителей, из которых только один первосвященник мог вступать туда, да и то однажды в год «не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». <…> Устройство скинии показывало, что в Ветхом Завете небо было закрыто для людей и люди были разобщены с Богом; все ветхозаветные обряды имели лишь временное значение. Преимущество Нового Завета в том, что в нем священнодействует в нерукотворенной скинии Христос, Первосвященник будущих благ, уже не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственной Кровью, Которой Он однажды навсегда приобрел для нас вечное искупление. Великое значение Крестной Жертвы Иисуса Христа в том, что Он, принеся в жертву Богу Свою собственную Кровь, сделался «Ходатаем Нового Завета». <…> «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (ст. 27) — важное изречение, которое опровергает лжеучение о так называемом «перевоплощении душ». Почему сказано, что Христос принес Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих», а не «всех»? — «Потому, — отвечает святой Иоанн Златоуст, — что не все уверовали. Христос умер за всех, дабы спасти всех, сколько от Heгo зависит, ибо смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он вознес грехи не всех, потому что они сами не захотели».
Часть IV В десятой главе развивается та же мысль о превосходстве Нового Завета перед Ветхим и говорится об отмене ветхозаветных жертв и ветхозаветного священства, как ставших ненужными. Апостол говорит, что закон, т. е. Ветхий Завет, был только «сенью грядущих благ», а «не самым образом вещей», т. е. имел лишь прообразовательное значение. Ветхозаветные жертвы не давали совершенного очищения грехов, ибо тогда не было бы надобности постоянно и многократно приносить их. Они были только каждогодним напоминанием о грехах и, следовательно, о той единой Великой Жертве, которой Христос раз и навсегда очистил грехи людские. <…> В ст. 19-39 апостол увещевает евреев неуклонно держаться христианского исповедания веры, быть исполненными любви друг другу и не оставлять христианских собраний, внушая, что если отвергшийся закона Моисеева наказывается смертью, то тем более тягчайшему наказанию подвергнутся отступники от христианской веры: «Страшно впасть в руки Бога Живого». Апостол напоминает евреям первое время после их обращения ко Христу, когда они были исполнены великой ревности, мужественно переносили гонения и даже расхищение имения своего приняли с радостью, и убеждает их не оставлять христианского упования, а вооружиться терпением, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. <…> Вся одиннадцатая глава посвящена изложению важного учения о вере. Апостол дает прежде всего чрезвычайно ценное в догматическом отношении определение самого понятия веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». <…> Такой верой прославились ветхозаветные праведники, воспоминаниям о которых посвящено далее все содержание этой главы. Прежде чем говорить о вере ветхозаветных праведников, апостол дает еще указание на общее значение веры: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» — только вера помогает нам понять, как Бог мог сотворить этот видимый мир из ничего и во времени, ибо для разума нашего легче представить, что материя вечна и из нее все произошло путем естественных законов развития, чему и учат действительно материалисты, не верующие в Бога, и в то, что мир сотворен Богом. Мир сотворен во времени, и самое время — счет веков начался лишь тогда, когда появилось видимое тварное бытие. Это и выражает апостол словами «веки устроены». Bсe остальное содержание главы говорит о ветхозаветных праведниках, начиная от Авеля, которые жили верою в исполнение тех великих обетований Божиих, о коих Господь объявил согрешившим людям еще в Раю перед изгнанием их оттуда, то есть верою в обетованного Искупителя мира, страдания Которого должны были прообразоваться установленными в Ветхом Завете жертвами. <…>
Часть V В следующей двенадцатой главе апостол предлагает евреям, взирая на пример ветхозаветных праведников, с терпением проходить «предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса», как на высший пример для всех подвизающихся. <…> Далее <…> апостол учит о значении скорбей как целительного наказания от Бога тем людям, которые являются Его сынами, ссылаясь на изречение кн. Притчей: «Кого любит Господь, того наказывает» (Притч. 3, 11-12). Далее вся 12-ая глава и тринадцатая посвящена нравственным наставлениям о мире, о целомудрии, о братолюбии, о почитании наставников, о благотворении. Последние стихи содержат послесловие с выражением надежды на свидание, приветствиями и благословением. Комментарии [0] |