Статьи Проповедь. [22]
Приходская газета № 155 ноябрь-декабрь 2017
5 февраля 2018 г.

Протоиерей Леонид Царевский. Как Господь сохранил Россию

«Яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем. (Рим. 8, 38-39)

«Нас почитают умершими, но вот, мы живы»

(2 Кор. 6, 9)

Сто лет революционным событиям... В марте у нас в храме отпевали бабушку, которая родилась в 1913 г. Сменилось всего три поколения, но мы живем уже в другой эпохе.

В 313 г. началась Константиновская эпоха, когда император стал защитником христиан. Со свержением Российского императора она, по всей видимости, закончилась. Кстати, если говорить об отречении Государя, очень важно, что прекратилась царская власть по акту самой этой власти. Государь отрекся, пользуясь Богом данною ему властью, — нехотя, понимая, что этого не должно быть. Примечательно, что документ был подписан карандашом, наверное, чтобы можно было все отменить.

Часто говорят, что расстреляли не монарха, а уже гражданина Романова ...


Приходская газета № 154 сентябрь-октябрь 2017
19 сентября 2017 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (всенощное бдение 6.09.2008 г.)

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф., 28, 16-20).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В кратком сегодняшнем Евангелии сказано очень многое. Это вообще свойство Евангелия: в нескольких словах передать необъятное.

Господь пошел на гору, ученики — за Ним: увидели Его и поклонились, а иные усомнились. Сразу разделение: увидели все, но некоторые все равно усомнились. Кто и как усомнился? Навсегда или только на время? И то и другое, наверное. Может быть, косвенно имеется в виду апостол Фома и еще кто-то, кто не сразу поверил, и, конечно ...


Приходская газета № 153 июль-август 2017
24 июля 2017 г.

Даниил Гранин ( † 4.07.2017). О счастье и чуде

***

Всю свою жизнь после вой-ны — такая уж это была война — я расцениваю как приз в лотерее, невероятную удачу, доставшуюся почти без шанса.

***

Вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 1955-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"

***

Обращаться с жизнью надо как с чудом, Божьим даром или даром судьбы. Поэтому надо жить так, чтобы сегодняшний день был самым счастливым. На войне это было ежечасно. Был обстрел, и я остался жив! Жив — я счастлив! Позже — иногда это было трудно. А иногда — легче. Это всегда утешительно и заставляет жить немножко иначе. Мы плохо ценим жизнь, которая нам дана.

***

Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли. Cейчас ...


Приходская газета № 153 июль-август 2017
24 июля 2017 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 8-ю по Пятидесятнице (см. Ин. 17, 1-13) (27.07.2014 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Своей Первосвященнической молитве Христос говорит, что дело, которое Он совершил на земле, заключается в том, что Он прославил Отца Небесного. Обычно мы говорим, что Христос пришел, чтобы спасти нас от греха и от смерти. И вот оказывается, что это одно и то же: спасение от греха и прославление Отца Небесного. Именно освобождение от грехов и их последствий означает, что мы можем познать и прославить Отца Небесного.

Христос говорит: «Да знают Тебя Единого истинного Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа». Если мы знаем Бога, то мы Его и прославляем. Иначе невозможно. Мы познаем Его благость, познаем жизнь, которая есть в Нем и которая дается нам. Познаем Его великую силу, благую, добрую силу, познаем Его власть-державу, благодаря которой мы знаем, что нам делать, и можем исполнять Его волю с любовью и радостью.

Возникает вопрос: а как же Ветхий Завет? (Неужели в нем ...


Приходская газета № 152 июнь-июль 2017
1 июня 2017 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского на Пятидесятницу (8.06.2014 г.)

Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь открывает человеку Себя. В этом самая великая тайна. В этом самая великая радость. Но здесь есть и обратная сторона: человек не может вместить такой большой радости — божественной радости.

Мы сейчас слышали в Евангелии, как между фарисеями произошла распря. Казалось бы, такие великие дела делаются, столько радости приносит Христос, какие распри могут быть! Но мы знаем, что вокруг нас, по всей земле, по всему миру тоже происходят распри из-за чего угодно, даже по поводу самых замечательных вещей. А потому, что каждый хочет чего-то своего, а не Божьего. Для того чтобы войти в эту радость, чтобы воспринять полноту жизни, человек должен отказаться от своего и воспринять Божие. Он дал нам свободу. Если бы не было свободы, вообще мы не могли бы подлинно радоваться, любить, творчески действовать и даже самостоятельно мыслить не могли бы. Даже самый ...


Приходская газета № 151 апрель-май 2017
4 мая 2017 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне (см. Ин. 4, 5-42) (12.05.2014 г.)

Христос Воскресе!

Самаряне из города Сихарь были удостоены встречи с Сыном Божиим. Они отошли от истинной веры, но какие-то основные библейские понятия у них сохранялись, например, как и иудеи, они ждали Мессию. Самарянка, с которой беседовал Господь, прибежала в город и рассказала, что пришел Христос — Мессия. И вот ее доказательства: Он сказал мне мои грехи и Он открыл, как подобает поклоняться Богу! Люди откликнулись: значит, они искали истину.

Иудеи воспринимали Христа скорее как земного владыку, который даст власть, благоденствие, мир, спокойствие. А Он говорил об ином — о грехах и о Царстве Небесном, и многие разочаровывались и отходили от него. А эти самаряне, как оказалось, жаждали главного. Да, женщина была грешницей, но когда Христос раскрыл ее грехи, оказалось, что в ней, где-то в глубине души, жил вопрос: как поклоняться Богу? Душа ищет спасения, но найти его можно только у Бога. Человек часто ищет утешение в грехе, но не находит. В этом ...


Приходская газета № 121 сентябрь-октябрь 2012
26 апреля 2017 г.

Проповедь протоиерея Леонида Царевского на Всенощном бдении на 9-е воскресное Евангелие (Ин., 65 зач., XX, 19-31)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во многих Евангельских отрывках, повествующих о воскресении Господа, ученики поначалу не узнают Христа. В сегодняшнем чтении — апостолы сразу Его узнают.

Он является чудесным образом сквозь закрытые двери и оказывается посреди них. Что они делали в это время? Молились, беседовали, трапезничали. По Евангелию от Луки, если речь идет об одном и том же явлении Христа, Иисус стал есть с ними рыбу и мед. Он — посередине, потому что Ему подобает быть в центре всего: Он — Господь. И они сразу понимают, что это Он и исполняются радости: «Возрадовашася ученики, видевши Господа».

Апостолы видят смертельные раны Христа, но радость от общения с Ним перекрывает все. Для того Господь все это совершает, чтобы апостолы, а вместе с ними и мы, и все поколения христианские могли тоже убедиться, как сказано потом в конце сегодняшнего чтения, что все это написано для того, чтобы мы имели веру. Для того Господь ...


Приходская газета № 150 март-апрель 2017
5 марта 2017 г.

Проповедь. Слово протоиерея Леонида Царевского (Третий день Великого поста, 2009 г.)

На уроке Закона Божия Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Каноне преподобного Андрея Критского говорится о том, что грех является убийцею души. «Убийственные помыслы» — это не образ, а духовная реальность. В Боге — жизнь, а грех, отделяя от Бога, убивает душу человека. При любом греховном действии, слове, мысли, чувстве происходит движение к смерти. Главный убийца — диавол, он использует для своего черного дела все свойства души человека. А если мы сами произволяем на грех, соглашаемся с грехом, то происходит уже самоубийство. Страшно: орудием убийства является сама душа. И тело, конечно, потому что есть грехи против тела. В результате умирают и тело, и душа, попадая в состояние вечной смерти — ад. Такая странная коллизия: с одной стороны — смерть, а с другой — какая-то остаточная мучительная жизнь.

Неправильно отождествлять смерть и небытие: это разные вещи. Когда самоубийца воображает, что ему плохо и нужно покончить счеты с жизнью, он мечтает о небытии — чтобы вообще ничего не чувствовать, никак ...


Приходская газета № 149 январь-февраль 2017
2 января 2017 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского на Крещение Господне (19.01.2014 г., литургия)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

В самом начале Библии повествуется о творении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю...»

Вопрос: то небо, про которое там сказано, и те Небеса, которые раскрылись, когда Иисус крестился и сошел Святой Дух, — это одно и то же или разное? Есть небо, которое мы видим: воздух, ветер, облака и прочее. В книге Бытия говорится о Небе — духовном ангельском мире, который сотворил Господь. Третье Небо — это само обиталище Бога — не сотворенное. Господь сошел с Небес, а после вознесен был на Небеса. Не только в ангельские небеса, но, скажем так, гораздо выше, в свою Божественную беспредельность.

Какие же небеса раскрылись, и откуда был голос Бога-Отца?

Одно дело Творец, и другое — творения Божии. Бог непостижим для нас. Но, с другой стороны, Господь нам открывается. И есть связь между всеми этими небесами. Одно является образом другого или как бы производным другого. Бог есть Любовь. Его ...


Приходская газета № 145 май-июнь 2016
17 мая 2016 г.

Слово в Неделю Пасхи

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (+1966).

 

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (+1966). Христос Воскресе!

Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, но адову разрушил еси силу (кондак).

«Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт. 37, 35), — говорил праотец Иаков, когда услышал о мнимой смерти, что будто умер Иосиф, в действительности проданный братиями. Хотя праведен был Иаков и многие милости получил от Бога, постоянно ощущая охранявшую его десницу Господню, но ничего другого не ожидал в будущем, кроме ада. Глубоко было падение праотцев в раю, а с ними и всего их потомства. Хотя и старались многие жить благоугодно Богу, но лишь внешне исполняли закон Божий — он не проникал в их сердца и душу — далекими от Бога оставались они своим духом. Посему не было тогда рая для потомков Адама, не могли они ощущать на себе сияние славы Божией, не могли с ангелами пребывать их души. Вне общения с Богом находились все души умерших, пребывая во мраке ...